Учебник гиноцентризма для детей
Похоже, на сайте появился новый тренд – обсуждение всевозможных произведений культуры, пичкающих детишек различным матриархальным дерьмом. Тренд хороший, поэтому решил и я высказаться на эту тему. Тем более, что говорить я буду о своей любимой когда-то детской книге.
Уже не одно поколение детей читает сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Даже современные дети не брезгуют приключениями девочки Элли и ее друзей – сам видел в своем отделении книжку во вполне современном оформлении. Не будем останавливаться на секрете Полишинеля, что творение Волкова – вульгарный плагиат со сказки Фрэнка Баума. Первоисточник у нас в стране не так знаменит потому, что «Волшебник» впервые увидел свет в далеком 1939 году, когда советскую детвору не следовало знакомить с творчеством буржуазных писателей.
Многие мальчишки (и я в их числе) в свое время были влюблены в Элли, точнее, в ее образ. В образ слабой и беззащитной девочки, нуждающейся в покровительстве более сильных друзей. Он разительно контрастировал с образами девчонок реальности, с которыми я сталкивался. И мне лично был симпатичнее. Первой моей детской любовью был именно книжный образ Элли. Не реальная девочка, а вымышленная. Можно представить, с какими самками человека меня сталкивала жизнь, если я симпатизировал не им, а сказочному персонажу!
И только став гораздо старше, придя к Мужскому Движению, я с ужасом понял, насколько эта сказка порочна и как вредна для детских мозгов, причем обоих полов! Ведь это – настоящий учебник гиноцентризма! В сказке все, буквально все пропитано им!
Судите сами. Элли – юная ОЖП – центральный персонаж сказки. Весь сюжет закручен вокруг нее и ее желания. Все положительные герои ее защищают и оберегают от опасностей волшебной страны. И что получают взамен? А ничего! Нигде не сказано, что Элли испытывает хотя бы благодарность к своим спасителям и охранникам. Вернее, всего в одном месте она благодарит своих спутников за спасение от Людоеда, в чьи лапы она попала исключительно по собственной глупости. А потом принимает их помощь как должное.
Все жители волшебной страны превозносят Элли за ее внешний атрибут – серебряные башмачки, которые даже не она нашла. Даже прозвище ей дали – Фея в Серебряных Башмачках, хотя она не совершала ничего волшебного и даже понятия не имеет, как ими пользоваться – одно из свойств волшебной обуви выявляется только в самом конце сказки. Ну и она как бы избавила целых два народа от их злых правительниц-колдуний. Но каким образом избавила? Вступила с колдуньями в смертный бой? Да ничего подобного! Его Величество Случай и больше ничего!
Жители Зеленой страны чуть ли не обожествляют Элли за то, что домик, на котором она прилетела, упал прямо на голову злой Гингеме. Ну не сама же Элли, как летчик Гастелло, пошла на таран! Вот так случилось, что злая волшебница пала жертвой собственного колдовства. Так и должно быть в приличной детской сказке, но позвольте, при чем тут Элли? Чем она сама по себе заслужила столь великую честь?
В Фиолетовой стране, находясь в плену у другой злой колдуньи, обливает ее водой и та от этого тает. Опять же – в чем заслуга героини? Она ведь понятия не имела, что Бастинда боится воды, это было просто-напросто импульсивное действие под влиянием эмоций. Попалось ведро под руку, ну и пустила пленница его в ход! А попалась бы, к примеру, кастрюля, то Элли запустила бы в колдунью кастрюлей. И огребла бы нешуточных люлей. Более того, она эту колдунью боялась как огня и ее поступок с ведром никак не назовешь проявлением смелости.
Во время всего сюжета путешественники кто чем может приносят пользу общему делу, каждый вносит свою лепту в достижение цели. Страшила подает умные идеи, Дровосек – «силовая поддержка», Лев уже готов вступить в единоборство с саблезубыми тиграми, которых боится до смерти. Даже песик Тотошка и тот делает что может – находит королеву мышей, которая вывозит уснувшего Льва с ядовитого макового поля. А что ради достижения общей цели делает Элли? Вот то-то и оно, что ничего. Не дело Фее заниматься столь низменными делами, для этого спутники есть. Причем – прошу заметить – все они мужского пола!!! Она даже о пропитании не заботится: оно и понятно – а зачем? Не считать же всерьез важными деяниями то, что она стащила Страшилу с шеста и смазала в лесу найденного Дровосека! Не бог весть какое трудное занятие…
Достаточно вспомнить поход друзей в Фиолетовую страну. Бастинда обрушивает на них различные напасти – то налет ворон с железными клювами, то пчел, то свое войско. Со всеми этими препятствиями блестяще справляются ее товарищи. Роль Элли – нулевая. Даже в последней битве с Летучими Обезьянами по-настоящему дерутся лишь Страшила, Лев и Дровосек. Кто как умеет, но все же. А Элли просто-напросто без напряга берут в плен и от расправы вожака ее спасают опять же серебряные башмачки – мол, бес ее знает, может, это могущественная волшебница, перед которой сама Бастинда будет шапку ломать?...
Тем не менее несмотря на более, чем скромную роль героини в сказочных событиях, именно она является, так сказать «центром вселенной». Именно ее все любят и лелеют, а к ее спутникам относятся как к какой-то необходимой в дороге вещи вроде посоха или сумки. И еще. В сказке всего два отрицательных персонажа женского пола. А вот мужского – сколько угодно. Людоед, Паук, Саблезубые Тигры, Марраны, Летучие Обезьяны (хотя этих последних злыми существами можно назвать с натяжкой – они как джинн из лампы). Ну, есть нейтральные (тоже ОМП) – Солдат, Привратник. Их, так сказать, «классовые сестры», служанки во дворце Гудвина – добрые и хорошие женщины, на фоне которых Солдат и Привратник смотрятся бледно. Волшебник Гудвин, «Великий и Ужасный» как впоследствии выяснилось обманщик – тоже мужчина. Взрослый мужчина, вовсе не ровесник Элли. Но ведет себя, как нашкодивший мальчишка. Причем персонаж довольно неприятный, как внутренне, так и внешне:
«…Ростом он был не выше Элли, но уже старый, с большой головой и плаксивым морщинистым лицом. На нем был пестрый жилет, полосатые брюки и длинный сюртук. В руке у него был длинный рупор и он испуганно отмахивался им от Тотошки, который выскочил из-за ширмочки и старался укусить его за ногу.
Железный Дровосек с топором на плече стремительно шагнул к незнакомцу.
- Кто вы такой? – сурово спросил он.
- Я Гудвин, Великий и Ужасный, - дрожащим голосом ответил человечек. – Но пожалуйста, не трогайте меня! Я сделаю все, что вы от меня потребуете!»
Проще говоря «не злой, но такой противный!»…
Нет смысла пересказывать сюжет сказки, он всем известен. Там еще много таких моментов, которые можно рассмотреть через призму Мужского Движения совершенно в ином свете, не в том, в каком мы привыкли видеть их с детства. Сами без меня сделаете это не хуже. Я хочу сказать совершенно о другом.
Дети того возраста, на которую рассчитана аудитория этой книги (дошкольный и младший школьный возраст) еще не умеют отличать реальность от виртуальности. Тем более, если эта виртуальность изложена в форме увлекательного приключенческого вестерна с красочными картинками на понятном детям языке. И малышне свойственно переносить события фильма, книги, видеоигры на реальную жизнь, свойственно подражать положительным героям. Мальчик, прочитавший «Волшебника» и проникшийся духом сказки, начнет вести себя так же, как положительные персонажи мужского пола. А как они себя ведут – описано выше. По сути служат юной ОЖП, не требуя ничего взамен и с легкостью принося себя в жертву. Делают желание Элли вернуться домой главнее своих заветных желаний – одному надо получить мозги, другому сердце, третьему смелость. Желание Элли достойно всяческих похвал – не бусы и сережки же она себе требует, что есть, то есть, но все-таки – тебе надо, ты и делай. Но нет, ей огромную, поистине неоценимую помощь оказывают товарищи-«мальчики». Без них Элли не дошла бы даже до Изумрудного города. Хотя друзья вполне могли бы обойтись без нее. К примеру, ржавеющего несколько раз на протяжении повествования Дровосека мог бы смазать тот же Страшила. Но его смазывает именно Элли. Почему? Догадайтесь с трех раз.
И такое положение вещей воспринимается как должное. А чего, мужчина же должен…
Девочка в свою очередь рано или поздно поймет, что от спутников-мужчин можно и нужно добиваться всего, чего угодно любыми путями. Если главной книжной героине можно, то почему того же нельзя реальной девочке? Заметили, что в сказке Элли часто плачет и всего на свете боится? Не напоминает известную нам женскую манипуляцию? Ага, вот то-то и оно!
Символично так же и то, что Элли – наиболее реалистичный персонаж. У нее нет никаких «своих» волшебных черт. Даже ее собачка обладает хоть чем-то – умеет разговаривать. Именно такая реалистичность делает образ Элли «настоящим». То есть таким, какой и должен быть у «настоящей девочки-женщины». Именно ее больше всего жалко маленькому читателю. Все прочие герои сказки воспринимаются как бы не совсем настоящими, а потому их и не особенно жаль. И все, как на подбор – мужского пола. ОЖП – настоящая. ОМП – не настоящие. ОЖП ничего не делает. ОМП делают все.
Вот такая механика, браты…
Вряд ли заокеанский автор, создавая страну Оз, думал о чем-то таком. Он просто-напросто бездумно следовал прочно устоявшимся уже в то время общественным установкам. Даже тогда, когда слова «феминизм» еще не знали, а женскую эмансипацию никто всерьез не рассматривал. Уж тем более не знал обо всех этих премудростях плагиатчик Волков. Но что получилось – то и получилось.
Наверное, в дальнейшем, во все более и более феминизирующемся обществе не зря создавали все новые и новые художественные и мультипликационные фильмы, ставили детские спектакли, выпускали грампластинки, изобретали компьютерные игры. И не зря эта сказка до сих пор пользуется нешуточным успехом…