Баборабство в массовой культуре. Часть 4. Одиннадцать друзей Оушена
В предыдущих обзорах мы говорили о роли массовой культуры в формировании социальных стереотипов о мужских и женских ролях в обществе и семье. Сегодня мы продолжим наш анализ, рассмотрев некоторые особенности сюжетной линии американской кинокомедии "Одиннадцать друзей Оушена".
Необходимо сразу сказать, что, в отличие от предыдущих кинокартин, данный фильм не фокусируется на отношениях между полами. "Одиннадцать друзей Оушена" это захватывающая, талантливо снятая криминальная комедия с обаятельными героями, увлекательным сюжетом и множеством оригинальных авторских решений. Смотрится фильм легко, на одном дыхании, и может быть однозначно рекомендован для расслабляющего вечернего кинопросмотра. Сразу оговорюсь, что я бы ни в коем случае не стал негативно характеризовывать данную кинокартину, однако есть некоторые особенности сюжета, обращающие на себя внимание и заслуживающие беспристрастного анализа.
Итак, главный герой - Дэниел Оушен (исполняет Джордж Клуни) - досрочно выходит из тюрьмы. Перед этим он любовно достаёт из конверта своё обручальное кольцо, которое бережно хранил. Из киноповествования зритель узнаёт, что до тюремного заключения Оушен был женат, но жена - персонажа зовут Тесс (исполняет Джулия Робертс) ушла от него к некоему Терри Бенедикту, которого очень сильно полюбила. Совершенно случайно Терри является владельцем трёх казино и обладателем без малого миллиарда долларов, но вы ведь понимаете, что причина любви Тесс к Терри вовсе не в деньгах, да и вообще - разве богатый человек это обязательно плохой человек?
Пару слов о Тесс. На вид ей лет 35, она бездетна, зато разбирается в искусстве и отличает Мане от Моне, а также руководит картинной галереей, собранной, очевидно, на деньги Терри.
Оушен разрабатывает гениальный план ограбления хранилища, в котором хранятся деньги из всех трёх казино, принадлежащих Терри. Для этой цели он собирает команду из 10 высококлассных криминальных специалистов, и при этом лишь один из них случайно догадывается о том, что истинная подоплека ограбления заключается в желании Оушена отомстить Терри за жену - хотя, собственно говоря, Терри-то чем виноват? Для остальных участников мероприятия тайные мотивы Оушена, по-видимому, так и остались неизвестными.
Непосредственно перед ограблением Оушен осуществляет парочку неудачных подкатов к своей бывшей, которая его достаточно жёстко отшивает и сообщает, что избавилась от своего обручального кольца. Аргументация очень проста - Оушен отсидел на зоне, стало быть он вор и уголовник, а быть с таким мужчиной противоречит её Высоким Моральным Принципам. При этом Тесс совершенно не смущает способ заработка её нового возлюбленного Терри, а именно игорный бизнес. Кстати говоря, этот бизнес делается отнюдь не в перчатках, судя по тому, что Терри имеет собственных наемных головорезов-костоломов, готовых по его приказу забить насмерть любого неугодного, и, возможно, уже не раз это делавших. Кроме того, по ходу фильма Терри не раз угрожает смертью разным людям. Тем не менее, отношения с владельцем трёх казино, не гнушающимся самых криминальных методов решения своих проблем, Высоким Моральным Принципам бывшей жены Оушена ни капли не противоречат.
Порадовал тот факт, что у подкатов Оушена к жене был и другой смысл - они были необходимы для осуществления некоторых деталей подготовки ограбления. Меня этот нюанс очень приободрил, и я уже был уверен в том, что Оушен на самом деле не собирается возвращать себе обратно жену-предательницу, однако дальнейшее развитие сюжета показало обратное.
Характерен ещё один интересный момент. В ходе подкатов Оушена к Тесс, между Оушеном и Терри возникают некоторые тёрки. Это весьма любопытно: два высокоранговых, успешных и состоявшихся мужчины - владелец состояния размером в три четверти миллиарда долларов и криминальный гений, сумевший ограбить три казино, взломав сверхсложную систему защиты - начинают оленьи бои за старую бездетную разведенку, к тому же бросившую своего мужа в трудный момент. Трудно представить себе художественный приём, который бы сильнее мог искусственно увеличить ценность бестолковой, бесполезной и безнравственной женщины, не накопившей к 35 годам в своей биографии ничего, что было бы достойно уважения.
Великолепно спланированное ограбление удаётся. Оушен наносит Терри завершающий удар. Он обещает вернуть владельцу казино украденные деньги, если тот "уступит ему Тесс". Терри соглашается, а Оушен в свою очередь делает так, чтобы их диалог, снимаемый на видео, Тесс увидела в прямом эфире на собственном экране.
Благородная аристократка Тесс возмущена до глубины души. Как так! Терри посмел променять её на деньги! В то время как она любила его, разумеется, лишь за тонкую душу и уникальный характер. Создаётся странное впечатление. Можно подумать, что Тесс не жила за счёт Терри все те годы, пока Оушен был в тюрьме, и как будто бы не Терри купил ей картинную галерею. Тесс даже в голову не пришло, что Терри согласился на сделку с Оушеном лишь в качестве обманки и прикрытия, для того чтобы получить украденные 150 миллионов долларов обратно, и на самом деле не желал с ней расставаться. Объясниться с Терри и выяснить причины его согласия на сделку оказались ниже Высоких Моральных Принципов Тесс и ниже её достоинства. С гордым видом она уходит от Терри, в то время как Оушена арестовывает полиция.
В это время в сердце Тесс вновь воспылала Люппофь к арестованному полицией Оушену. Она подбегает к бывшему мужу, которого уводят в наручниках, и дарит ему романтический поцелуй. Осчастливленный Оушен расплывается в блаженной улыбке.
Весьма интересен и послелог кинокартины:
Ограбление арестованному Оушену инкриминировать не удалось, поэтому сажают его лишь на 6 месяцев за какой-то мелкий проступок. По истечении этого срока Оушена из тюрьмы встречает товарищ-подельник Роберт (исполняет Брэд Питт). Он проводит Оушена к автомобилю, в котором криминального гения на заднем сиденье ожидает Тесс. Интересно, что Тесс не выбежала Оушену навстречу, не прыгнула с разбега в его объятья, не расцеловала его лицо - как это часто бывает при встрече влюбленных после разлуки. Нет, она со сдержанной улыбкой на лице она позволяет Оушену сесть с собой рядом, сообщает ему, что на самом деле она не избавлялась от обручального кольца, а тайно его хранила, сожительствуя с Терри. После этого она дарит Оушену романтический поцелуй, и в заключительном аккорде кинокартины торжествуют Люппофь и Счастье. Хэппи энд.
Хочется обратить внимание на следующее. Оушен в исполнении Джорджа Клуни - очень привлекательный мужчина. Это жгучий брюнет с карими глазами, с красивой фигурой, манерами и умением держаться. Кроме того, он очень богат - украденные 150 миллионов долларов были честно разделены между участниками ограбления, и Оушен, таким образом, является обладателем более чем десяти миллионов. Одним словом - настоящий образцовый мужчина и мечта всех женщин. Имея такой ресурсный потенциал, Оушену бы никакого труда не составило найти молоденькую девушку, которая продемонстрировала бы в его отношении абсолютную лояльность, не обремененную грузом предыдущих отношений, а тем более предательств, и начать с ней совершенно новую жизнь. Создать свою семью, построить собственный дом - в переносном смысле этого слова - где Оушен был бы полноценным хозяином. Вместо этого главный герой предпочитает вернуться к уже однажды предавшей его Тесс, прошедшей крым и рым, и несколько лет жившую с Терри. На мой взгляд, это поступок не зрелого мужчины, а мальчишки, который ставит свои инфантильные представления о любви и отношениях выше здравого смысла, долга и собственного жизненного предназначения. Да и, если честно, я бы на месте Оушена просто побрезговал прикасаться к женщине, которая развлекалась в объятьях другого мужчины все те годы, которые Оушен провёл в тюрьме.
Какие перспективы предполагает выбор Оушена? Я думаю, что вряд ли Тесс успеет родить ему более чем 1 ребенка - да и захочет ли? И как долго продлится их новое счастье - до тех пор, пока Оушену снова не начнет угрожать тюрьма, или пока на горизонте не замаячит новый Терри?