Баборабство в массовой культуре. Часть 3. Географ глобус пропил
Мы уже говорили в прошлых заметках о роли массовой культуры в привитии обывателю некоторых поведенческих стереотипов. Сегодня мы продолжим наш разбор, взяв в качестве материала для анализа нашумевшую отечественную киноновинку "Географ глобус пропил".
Признаюсь, что для написания данной статьи мне приходится преодолевать определенное чувство брезгливости. Если в случае с голливудским кино нам зачастую приходится иметь дело с ядовитой начинкой в сладком шоколадном батончике, то описываемый "киношедевр" лично у меня вызывает ощущение неприкрытого непотребства, придать которому некое подобие благообразности создатели не посчитали нужным потрудиться.
Я бы даже не стал тратить время на разбор этого произведения современного киноискусства, если бы не одно обстоятельство: фильм получил премию «Ника» за лучший фильм года и ещё четыре премии: за лучшую режиссуру, за лучшую мужскую роль, за лучшую женскую роль и за лучшую музыку, а также получил премию "Золотой Орёл" в трёх номинациях: лучшая режиссура, лучшая мужская роль и лучшая женская роль. На сочинском "Кинотавре" кинокартине присудили и вовсе Главный приз.
Как и в прошлых обзорах, акцент заметки будет сделан не на художественных особенностях кинокартины, а на отношениях между полами, социальных ролях мужчин и женщин и на картинах семейной жизни. За рамками отзыва останутся непрекращающиеся пьянки и матерщина главных героев, дискредитация русской глубинки, позиционируемой как некий Мордор, дискредитация профессии школьного учителя, и без того далеко не самой уважаемой в современной России, особенно если речь идёт об учителе-мужчине. В исследование не войдут и многие другие несуразности и "изюминки" отечественного шедевра, познакомиться с которыми можно в индивидуальном порядке, просмотрев кинофильм самостоятельно (если выдержите).
Итак, действие происходит в Перми. Главный герой - Виктор Служкин (в исполнении Константина Хабенского) - хронический неудачник, алкоголик и подкаблучник. В фильме представлен не то чтобы положительным персонажем, но героем "своим в доску", родным, понятным, с тонкой душой, ищущим, стремящимся к смутно представляемым жизненным идеалам. Служкина постоянно унижает (в том числе и при маленькой дочери) собственная жена, высыпая на его голову поток оскорблений, отказывая ему в близости, открыто сожалея о том, что согласилась связать с ним свою жизнь. Служкин терпеливо всё это выслушивает, продолжая робко повторять слова любви.
Вот, кстати, сам Служкин:
Затем Служкин устраивается на работу в школу учителем географии, предварительно выслушав поток жесткой критики со стороны авторитарного завуча-женщины. Мы снова видим ситуацию, когда женщина повышает на главного героя голос, а он вынужден оправдываться и что-то жалко лепетать в свою защиту. За неимением других претендентов, Служкина на работу всё-таки берут. На уроках незадачливый географ ежедневно подвергается откровенным унижениям и оскорблениям со стороны учеников. Служкин вступает с ними в драки и пререкания, проводит демагогические душеспасительные беседы и играет в карты. На уроках он нередко пьян.
Параллельно в сюжетной линии появляется одноклассник и друг Служкина - Максим Будкин (исполняет Александр Робак). Будкин настоящая мечта всех пермских женщин, которые сломя голову ложатся в его постель - например местная заведующая детским садом. Впрочем, завоёвывает их он не интеллектом, масштабом личности, глубиной мысли, личностными качествами или разносторонним развитием. Всё намного проще - у Будкина есть деньги. Достаточно быстро в его постели оказывается и жена Служкина. Узнав об измене супруги, главный герой по-товарищески уступает её Будкину, заливая по-братски это дело водкой. О судьбе дочери при этом Служкин особенно не задумывается. Заслуживает внимания то, как в фильме представлена мужская дружба, женская верность и поведение главы семейства.
Служкин, тем временем, пытается завоевать благосклонность одной из своих коллег по работе - хорошенькой учительницы немецкого языка Киры (исполняет Евгения Хиривская). Делает он это как-то совсем неуклюже и глупо, в угоднических ухаживаниях окончательно теряя достоинство. Кира уже давно любовница Будкина, поэтому Служкина она жёстко отшивает. Перед нами в третий раз картина, когда главный герой находится в заискивающем положении перед женщиной. Шанс переспать с этой снежной королевой у географа всё же появляется - после того, как Будкин кидает Киру. Но подвыпивший Служкин перед самым сексом закрылся в ванной и заснул там, выпив предварительно ещё полбутылки чернил, поэтому никакого секса не получилось. Зато секс у него случился с другой давней подругой - Веткой (исполняет Анна Уколова). Ветка, впрочем, вроде бы состоит в отношениях с другим мужчиной, но ведь секс по дружбе это не измена, не так ли?
Помнится, когда-то фильм "Ирония судьбы, или с лёгким паром" критиковали за то, что там медик напивается, а школьная учительница курит. В сегодняшних российских киношедеврах работники системы образования не только дымят как паровозы и пьют чуть ли не ежедневно, а также играют с учениками в карты, но ещё и постоянно сношаются со всеми подряд и неплохо матерятся.
Вскоре Служкин отправляет в турпоход со своими учениками. В походе он, как и следовало предполагать, напивается до беспамятства. После этой, которой по счёту, пьянки, ученики перестают считать Служкина своим лидером даже номинально. Его называют на "ты", постоянно унижают, не разрешают сидеть рядом с собой во время еды. Географ в моменты приема пищи сидит один, поодаль от всех, как, простите, петух на тюремной параше. Однажды по требованию одного из школьников Служкин 10 раз кричит фразу "я бивень".
Ну и, конечно же, Люппофь. Куда же без неё. В Служкина в турпоходе влюбляется 10-классница Маша (исполняет Анфиса Черных), рассмотревшая в опустившемся алкоголике тонкую душу и поэтическую натуру. Впрочем, она и сама водочки не против жахнуть, чтобы породниться с любимым учителем:
Маша и Служкин вместе отправляются за припасами в близлежащую деревню, но на месте выясняется что деревни уже давно нет. Начинается ливень, и Маша вымокает до нитки и окоченевает. Вдруг - та-дам! - посреди забытых Богом Уральских гор, где деревня давно вымерла, вдруг внезапно обнаруживается жарко натопленная баня, рядом с которой под дождём сидит какой-то дед. Служкин на руках заносит Машу в помещение, где учитель снимает с девушки всю одежду и прижимает её к стене печки. Примерно вот так:
Зритель, затаив дыхание, ждёт секса. Но его не случается. Благородный Служкин отказался воспользоваться девичьей влюбленностью и ограничился тем, что просто по-отечески отхлестал Машу вениками. Но факт остаётся фактом - в фильме с 16-летней актрисы была снята одежда и несовершеннолетняя девушка была снята в сцене с эротическим подтекстом.
После возвращения из турпохода руководство школы узнаёт о недостойном поведении своего сотрудника, (пьянство и игра в карт), и Служкина увольняют. Вскоре к нему возвращается жена (которая, очевидно, надоела Будкину). Служкин с радостью принимает обратно "блудную супругу", всё возвращается на круги своя, и жизнь идёт дальше своим чередом. О том, чтобы не принять её обратно, как-то даже не заходит и речь. Ведь Служкин её любит, а Люппофь, как известно, прощает всё. Хэппи энд.
Итак, главными героями фильма являются алкоголики, подкаблучники, блудники и прелюбодеи, матерщинники, полукриминальные подростки и клинические идиоты, не вылезающие из пьянства и разврата. Ни одной модели поведения, заслуживающей копирования и подражания, в фильме нет. Семья ни для одного из героев не представляет никакой ценности. Вызывает сожаление тот факт, что, несмотря на наличие существенного количества вполне достойных российских кинофильмов, награды в нашем Отечестве получают именно такие уродливые зарисовки матриархального быта, где главными персонажами выступают различного рода деграданты. Ещё печальнее тот факт, что фильм послужит оправданием собственной дальнейшей деградации для многих обывателей и обывательниц, не способных к критическому анализу своей жизни.