Поиск по форуму
Найти на сайте:
параметры поиска

Баборабство в массовой культуре. Часть 2. Загадочная история Бенджамина Баттона

Новичок, начни здесь!

В предыдущем обзоре кинокартины "Правила съема: Метод Хитча" уже шла речь об исключительном влиянии массовой культуры в целом и кинематографа в частности на формирование поведенческих установок людей. Сегодняшняя заметка посвящена анализу другого нашумевшего голливудского кинофильма, удостоенного множества наград.

Оговорюсь сразу - целью заметки не является полноценный разбор сюжета, режиссерских решений, актёрской игры и иных тонкостей киноискусства. Фокус нашего внимания будет сосредоточен исключительно на взаимоотношениях полов, и "мягко" проталкиваемых, ненавязчиво выдаваемых за норму поведенческих стереотипах мужчин и женщин. Внимание будет также обращено на некоторые не бросающиеся в глаза детали киноповествования, участвующие в формировании общего информационного поля. Следует отметить, что голливудское кино смотрят на всей планете, и вряд ли какой-либо другой кинематограф настолько существенно влияет на глобальную повестку дня, настроения, мысли и чувства кинозрителей (прежде всего, молодежи) всего земного шара.

Сюжетная линия кинофильма достаточно замысловата. В результате мистического стечения обстоятельств, Бенджамин Баттон (роль исполняет Брэд Питт) рождается крошечным глубоким стариком со старческой сморщенной кожей и артритом, затем, по мере прожитых лет, постоянно молодеет, и завершает свой жизненный путь младенцем. Будучи ребенком (и выглядя стариком), Бенджамин знакомится с маленькой девочкой Дэйзи. По мере взросления (то есть омолаживания) Бенджамина и превращения Дэйзи во взрослую женщину (роль исполняет Кейт Бланшетт) наступает некоторый промежуток, когда возраст позволяет им создать пару. В конце жизненного пути пожилая Дэйзи носит на руках старенького Бенджамина (выглядящего как пятилетний ребенок) и читает ему сказки. Вся история преподносится в ретроспективе - от лица умирающей Дэйзи, рассказывающей эту историю своей взрослой дочери Кэролайн. Лишь на смертном одре Дэйзи открыла дочери тайну о том, что её настоящим отцом был именно Бенджамин.

Сейчас погрузимся подробнее в некоторые детали. Жирным цветом я буду выделять свой комментарий некоторых сюжетных перипетий.

В самом начале повествования в родах умирает мать Бенджамина. Посыл достаточно ясен - не рожай детей, рожать детей плохо, это опасно, в родах можно умереть. Отец, увидев что ребенок выглядит достаточно несимпатично (напомним, Бенджамин родился скукоженным старичком), несет выкидывать своего ребенка в реку. Лишь увидев приближающегося полицейского, отец из страха отказывается от намерения убить младенца и оставляет его на ступенях дома престарелых. Отец - убийца, он не любит своего ребенка, и хочет от него избавиться. На ступенях дома для престарелых мальчика забирает к себе сердобольная негритянка, хотя её то ли муж, то ли сожитель выступает против этого. Материнское начало - добро, любовь, жизнь, отцовское начало - зло.

Бенджамин, несмотря на неутешительные прогнозы врачей, выживает и проводит своё стариковское детство в доме престарелых. Бабушки в этом доме представлены как персонажи скорее положительные - одна из них учит Бенджамина игре на фортепиано. Из колоритных персонажей мужского пола - только один придурковатый дедушка, постоянно повторяющий фразу "в меня 7 раз попадала молния".

В подростковом возрасте Бенджамин отправляется к проституткам, что в фильме также представлено как комичный и ни в коем случае не подпадающий под осуждение эпизод. Ходить к проституткам - норма. Устроившись на работу матросом на буксирный катер, Бенджамин плавает по всему миру и на продолжительный период времени остаётся в городе Мурманске, где у него случается бурный роман с замужней женщиной. Супружеская неверность совершенно не осуждается, напротив - в фильме она представлена как один из полезных этапов взросления Бенджамина и как стимул для саморазвития самой замужней дамы. После адюльтера она решается осуществить свою давнюю нереализованную мечту - переплыть через Ла-Манш, и спустя годы тренировок ей это удаётся. Как же далеко это от образов Анны Карениной, где наш национальный гений с пронзительнейшей глубиной показал, куда приводит блуд и сколько судеб он рушит.

Чудом выжив на войне, Бенджамин возвращается домой и встречает Дэйзи, к которой питал нежные чувства с самого детства. Дэйзи превратилась за это время во взрослую красавицу-танцовщицу. Женский идеал - не мать, не труженица, а именно танцовщица. Почему-то вспомнилась русская пословица: выбирай жену не в хороводе, а в огороде. Достаточно откровенно на первом же свидании Дэйзи рассказывает Бенджамину о том, как любит секс, и о том что секс у них в танцевальной труппе это средство сплочения коллектива. Надо понимать, что секс там происходит всех подряд со всеми подряд. Бенджамина это нисколько не смущает, и ценность Дэйзи в его глазах от этого ни капли не падает. Хотя от предложенной ему прямо тут же на месте близости Бенджамин всё же решил отказаться. Дэйзи оказалась глубоко оскорблена.

Через некоторое время Бенджамин пытается добиться расположения Дэйзи. В то время как она на его же глазах целуется с другими мужчинами - причём одновременно с несколькими, наш герой стоит как печальный олень с полными любви глазами и пытается как-нибудь обратить на себя внимание. Затем Дэйзи в достаточно жёсткой форме его отшивает. Вы думаете, что Бенджамин оскорбился? Отнюдь. Как только в Париже на гастролях Дэйзи попадает в аварию, Бенджамин сразу же сломя голову вылетает туда, чтобы "быть рядом" и выслушать очередную порцию фраз в духе "о Боже, когда же ты оставишь меня в покое".

Через некоторое время Дэйзи всё же возвращается обратно в Америку и тут между главными героями начинается Любофь. Им обоим примерно по 40 лет, причем возраст Бенджамина сейчас примерно соответствует его внешнему виду. Они продают имущество Бенджамина, покупают уютный дуплекс, и проводят за сексом целые дни. Рай и блаженство кажутся нескончаемыми. Авторский посыл: быть в 40 лет незамужней и бездетной это норма. Счастье для 40-летнего человека это не реализация себя в семье (женщина) или в семье и карьере (мужчина). Счастье - это много секса.

Через некоторое время Дэйзи беременеет - впервые в своей жизни. Когда начинаются родовые схватки, из Дэйзи вытекает куча крови. Любой, кто сталкивался с процессом родов, знает что это чушь. Кровь появляется непосредственно вместе с выходом ребенка на свет, а схватки сопровождаются отходом внутриплодных вод и никакая кровь ниоткуда не хлещет. Но увязать в сознании зрителя, особенно впечатлительной девочки-подростка, процесс деторождения и кровь с болью и ужасом - вполне удалось. Ребенок рождается нормальным и здоровым - в сознании создаётся стереотипа "родить всегда успею", хотя любой специалист скажет что у первенцев, которых рождают в таком возрасте, огромный риск получить букет генетических пороков, от аутизма до даунизма.

Далее Бенджамин, предвидя своё будущее превращение в ребенка, благородно уходит из дома, так как не хочет подвергать моральным страданиям свою дочь, которой нужен "настоящий отец, а не ровесник". Через некоторое время он всё же ненадолго возвращается и Дэйзи, успевшая к этому моменту выйти замуж, приходит к Бенджамину на "ночь любви". Супружеская измена представлена как абсолютная норма. Более того, даже как желательное действие. Ведь у Дэйзи и Бенджамина Любофь, а Любофь, как мы знаем, всегда права. Насчёт того, что эта измена является подлым поступком по отношению к мужчине, женившемуся на женщине с ребенком, в фильме нет даже робкой тени намека. Как норма представлен и секс между 17-летним мальчиком, в которого, по сути, превратился Бенджамин, и примерно 55-летней пожилой женщиной, которой успела стать Дэйзи.

Концовка истории Бенджамина уже не так интересна. Обратим внимание лишь на тот факт, что в конце фильма умирающая Дэйзи признается своей взрослой дочери Кэролайн, что её настоящим отцом был именно Бенджамин, а не мужчина, взявший Дэйзи в жены. По сюжету очевидно, что других детей у Дэйзи не было. Её муж, воспитавший Кэролайн и заменивший ей отца, по-видимому, остался без собственного потомства. Что также представлено как норма.

Таким образом, в качестве положительного персонажа представлена развратная женщина, сменившая за свою жизнь десятки мужчин, изменявшая законному мужу, родившая в 40 лет единственного ребенка. В качестве нормы представлена ситуация, когда её дочь не знает, кто именно её настоящий отец. Нормой представлено женоугодничество Бенджамина, проглотившего к себе кучу обид и проявлений неуважения со стороны Дэйзи, но всё же ждавшего её всю жизнь, параллельно "повстречивавшегося" с проститутками и замужними женщинами. Всё это приправлено соусом великолепной работы операторов, гримеров, качественной плёнки, красивой музыки и прочей голливудской красивой упаковки, за которой сразу и не очень видно ядовитой начинки.

Пара слов в заключение. Фрэнсис Скотт Фитцджеральд, написавший рассказ, который лёг в основу фильма, наверное, в день премьеры кинокартины не раз перевернулся в гробу. В рассказе автора действие происходило примерно на один век раньше. Сам рассказ я не читал, но судя по краткому содержанию, доступному в англоязычной википедии, могу сказать что а) отец в оригинальном рассказе не бросал своего сына, а насчёт смерти матери в родах в кратком описании нет ни слова б) Бенджамин женился на молоденькой девушке, которая полюбила его и почти сразу вышла за него замуж. В браке был рожден сын, ставший впоследствии успешным бизнесменом и унаследовавший дело отца в) брак Бенджамина просуществовал более 30 лет и распался лишь когда главный герой стал совсем похож на ребенка. Голливудская экранизация рассказа, таким образом, является матриархальным извращением авторской задумки.



Автор:



Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
Перейти к статье Список без дерева

+1055
В отпуске
Если первые выводы про родителей героя можно отбросить, как вынужденные ходули для затравки сюжета, то потом начинается треш. Почему интересную историю о том как человек стареет молодея, рассказывать именно самыми низкими средствами - языком люппфи, ебли, разврата и геронтофилии?
Гость: Liam EsimMatti 11.05
Потому что аудитория так охватывается бОльшая. Кому нужны эти семейные ценности и интеллектуальность? А люппофь прокатывает - вот уже народ сидит, запасшись попкорном. Люди идут в кино отдыхать, а не думать и анализировать. Поэтому можно осуществлять имплантацию говна в мозг.


Комментарование статьи разрешено пользователям зарегистрированным на сайте не менее 30 дней...
RSS-лента комментариев


Регистрируясь на этом сайте, Вы получаете бесплатно следующие удобства:

  • Добавление комментариев без премодерации
  • Возможность отвечать на форуме
  • Возможность оценивать статьи
  • Давать оценку комментариям и постам форума
  • Просмотр списка непрочитанных статей
  • Добавление статей в избранное
  • Добавление комментариев или постов в закладки
  • Уведомления об ответах
  • Получение обновлений в статьях и на форуме
  • Регистрация анонимная и занимает 2 минуты