Баборабство в массовой культуре. Часть 1. "Правила съёма: Метод Хитча"
Познакомившись с трудами наших "патриархов", я долгое время думал о том, почему женоугодничество (я предпочитаю новомодному понятию баборабство именно этот церковнославянский термин, часто встречающийся в церковной литературе) в современной России настолько мощно и непоколебимо. На мой взгляд, важны разные факторы - и законодательство, и преимущественно женское воспитание, и общий информационный фон, создаваемый СМИ, соц. сетями и прочим. Не менее значительную роль играет, по-видимому, и массовая культура. Сегодня мы поговорим именно о ней.
Думаю, что всем знакомы песни со словами "в каждой строчке только точки после буквы Л", "я готов целовать песок по которому ты ходила", "но в глазах твоих лед и стужа, ведь тебе я совсем не нужен" итд. Я думаю что анализ текстов песен современной попсы ещё заслуживает отдельной статьи, причем, пожалуй, не одной. Уверен, что разбору подлежат и многие книги, в первую очередь столь популярная у гламурных девиц всех возрастов псевдолитература как книги Джона Фаулза, Пауло Коэльо и Януша Вишневского. Но сперва мне бы хотелось уделить внимание кинематографу - ведь общеизвестно, что зрительные образы, подкрепленные эмоциями, наиболее глубоко впечатываются в сознание и, вероятно, оказывают наибольшее влияние на поведенческие установки. Сегодня мы оставим в стороне откровенную порнографию и трэш вроде "шедевров" Тинто Брасса и прочих греческих смоковниц. Речь пойдёт о вполне общепризнанных фильмах, позиционируемых как "доброе", "семейное", "интересное", "расслабляющее" и "поучительное" кино.
Итак, знакомый многим "хороший" и "добрый" фильм - Правила съёма: Метод Хитча. Впервые я увидел его примерно 5 лет назад. Тогда меня подкупила идея фильма - главный герой - этакий пикап-тренер - он же Хитч - даёт частные уроки влюбленным мужчинам, чтобы помочь им завоевать сердце полюбившейся им женщины. При этом Хитч отказывает всем тем, кто обращается к его услугам с целью соблазнить женщину на один раз, чтобы просто ею попользоваться. Всё замечательно и благородно. Ориентация на семейные ценности и настоящие чувства. Пересматривая этот фильм на днях, я заметил в нём новые смыслы, которые никогда не приходили раньше в голову. Итак, делюсь.
Первое, что бросилось в глаза - что характерно, кстати говоря, для многих современных американских (и не только) фильмов - персонажи кинокартины имеют возраст около 30 лет (или даже старше) и все до одного не живут семейной жизнью. Мир одиноких людей которые делают карьеру, развлекаются, ходят по клубам, живут красивой жизнью в просторном жилье, катаются на личных авто - и никто к этому времени не обременен семейными узами. Установка жить для себя и не размножаться, внедряемая в массы, неизбежно заканчивается самоубийством нации. К слову сказать, у моей прабабушки в 30 лет было уже 5 детей, а к 40 годам она успела стать бабушкой. Герои "Правил съёма", очевидно, к 40 годам решатся на первенца.
В фильме прослеживаются две любовные линии. Первая из них - клиент Хитча - добродушный толстячок Альберт, зарплатный раб, работающий консультантом в крупной компании, добивается расположения стареющей сказочно богатой бизнес-леди Аллегры, недавно брошенной своим прежним любовником. Альберт выбрасывает на протяжении фильма несколько идиотских номеров, достойных подростка-девятиклассника, в результате которых снежная королева обращает на несчастного консультанта внимание, и между ними начинается настоящая Любофь, оканчивающаяся свадьбой.
Реалистичность завоёвывания дамы описанными в фильме способами мы здесь не станем обсуждать. Но сама постановка вопроса обращает на себя внимание. Мужчина в возрасте за 30 создаёт семью не на собственной территории, не с любящей его девушкой помладше, с меньшим доходом и изначально засвидетельствовавшей ему свою преданность. Никакой роли не играет и девственность избранницы - изначально очевидно, что Альберт у Аллегры по счёту, в лучшем случае, десятый. Альберт играет чужую игру, по чужим правилам, ломает голову над тем, как добиться стареющей, не замечающей его дамы с богатой биографией и с намного более высоким уровнем дохода, что автоматически ставит Альберта в зависимое положение в будущей семье. Иоанн Златоуст, кстати говоря, учил, что тот, кто берет себе жену богаче себя, берет не жену себе, но госпожу. Возможно цитата не дословна, но смысл здесь передан верно. И всё это происходит под ай лав ю, красивые признания, романтическую музыку.
Вторая любовная линия проходит между самим Хитчем - пикап-тренером, магистром меча и магии в любовных делах - и Сарой, журналисткой светской хроники. Сара тоже в возрасте примерно 30 лет, шляется по клубам, постоянно недовольна мужчинами, обращающими на неё внимание, и регулярно их отшивает, пьёт алкогольные коктейли, и по долгу своей работы копается в грязном белье знаменитостей, чтобы выхватить побольше жареных сенсаций для своей желтой газеты. И вдруг происходит непредвиденное - в сюжет фильма вмешивает Её Величество Любофь и Хитч - прожжённый и видавший виды пикапер - влюбляется в эту мадам, теряет голову, добивается её разными оригинальными способами, вызванивает свидания - словом, выполняет все пункты бабского категорического императива "Женщин нужно постоянно удивлять". Опять же, следует обратить внимание на тот факт что для создания полноценной семьи в традиционном смысле этого слова Сара уже абсолютно непригодна. Тем не менее, ведет себя она достаточно капризно, а Хитч, вместо того чтобы подобрать себе подходящую пару для создания семьи, в которой он сам играл бы роль лидера, сползает на роль женоугодника.
Сара внезапно узнаёт о том, что Хитч зарабатывает себе на жизнь уроками завоёвывания женщин. Обстоятельства указывают на то, что он обучает именно пикапу в целях одноразовой близости, а не долговременных отношений - и в глазах Сары Хитч одномоментно превращается в ничтожество. Наговорив кучу гадостей, Сара рвёт с Хитчем, у которого начинаются по этому поводу моральные страдания. Хитч пытается вернуть Сару самыми разными способами, заканчивая унизительным самоуничижением и бросанием себя под машину. Это происходит в финальной сцене, когда влюбленный гуру пикапа пытается увести Сару от другого мужчины, в компании которого Хитч застал её в её квартире. Сердце Сары оттаивает, выясняется что другой мужчина это всего лишь муж её сестры, и - та-дам!!! - Хитч и Сара вместе, Любофь, поцелуи, радость и счастье на лицах. Хэппи энд.
Завершу разбор сего киношедевра, удостоенного, кстати говоря, большим количеством различных наград, цитатой из фильма:
"Не прелюбодействуй, не кради, не лги, не пей. Но если ты влюблен, то прелюбодеяние не грех, а уж если и красть, то у того, кто сам ворует, обмануть смерть — не есть ложь, и напиться можно, но лишь в минуты, когда счастье переполняет!"
Нравственные установки, внедряемые такого рода цитатами и фильмами, кажется, очевидны. Ещё печальнее воспитательная роль массовой культуры такого рода, формирующей самоубийственные динамические стереотипы поведения как мужчин, так и женщин, что особенно губительно для вымирающей России.