Почему они унижаются или Аленизм в отечественном кинематографе
Здравствуйте. В первой своей статье я проанализировал пример того, как через песню вроде бы невинного содержания, мужской части населения вбивается убеждение, что женщины - это ангелы во плоти и без них нам, мужчинам, и жить вроде бы незачем. Сегодня же поговорим о подобных примерах в кино. Сразу скажу - примеры будут из советских фильмов. Их смотрят и знают, думаю, большинство. Повторю сказанное в предыдущей статье - думаю, что тогда не стояло задачи оболванить мужскую часть населения и все эти песни, сценарии и фильмы писались и снимались с чисто развлекательной целью и назывались "лирическими".
Итак, речь пойдёт об известной всем лирической кинокомедии "Девчата", которая вышла на советские экраны в 1960 году и рассказывала о жизни таёжного посёлка и о любви лесоруба Ильи (Николай Рыбников) к поварихе Тосе (Надежда Румянцева). Кстати, Рыбников играл подобные роли также в фильмах "Высота", "Девушка без адреса", "Весна на Заречной улице", может, ещё в каких-то - все не упомнишь. И везде по ходу картины терпел унижения либо непосредственно от любимой девушки ("Высота"), либо в процессе поисков этой самой девушки ("Девушка без адреса"). Все подобные фильмы построены на схожих сценариях: молодой рабочий влюбляется и переживает в связи с этим множество негативных эмоций - любимая делает всё, чтобы его унизить, оскорбить (причём заявляет, что тоже любит - парадокс!) и лишь в конце наступает примирение. Последние кадры, как правило, показывают влюблённую парочку обнимающейся и целующейся. Хэппи-энд? Не знаю: в фильме - да, а вот в реальной жизни - вряд ли...
Ещё в детстве я при просмотре подобных фильмов задавался вопросом: "Почему нельзя прийти к объятиям в финале сразу, без всяких халимонов и закидонов со стороны ОЖП? Зачем нужно унижать, чтобы потом всё равно сдаться и слиться в поцелуе? И почему, чёрт возьми, герой всё это терпит, вместо того, чтобы послать эту бабу в пешее эротическое?" Как правило, ответы получал невразумительные, типа: "Тогда и фильма бы не было!" или "За женщину нужно бороться! Если любишь, всё стерпишь!" Последнего я реально не понимал - зачем бороться, зачем терпеть подобное от кого бы то ни было, а тем более от того, кого любишь? Не согнуться под ударами судьбы и добиться в итоге того, чего хотел - это одно, а покорно сносить унижения от человека, который всеми способами даёт понять, что он тебя ни в грош не ставит - совершенно другое. Что, баб мало, что ли? Да плюнь ты и забудь. Нет, куда там...
Но вернёмся к фильму. Конечно, каждый кадр или сцену подробно рассматривать не буду - картину все знают и помнят, зачем утомлять ненужными подробностями? Но вот эпизоды, непосредственно связанные с темой, постараюсь разобрать.
Всё начинается с того, что Илья встречает Тосю на танцах и, на правах местной знаменитости, пытается обратить на себя внимание. Ни о какой любви ещё и речи не идёт. Манит её к себе пальцем, в ответ получая тот же самый жест. А когда приглашает её на танец, слышит: "С такими (и опять этот жест) я не танцую!" Самолюбие героя задето и он держит пари со своим коллегой, что она "будет бегать за ним через неделю, как собачонка". Всем этим зрителю как бы говорится: "Видите, какие мужчины самцы? Только увидел и сразу решил "склеить"! А она молодец, отшила! Так этому кобелю и надо!"
Но проходит время, и Илья понимает, что влюбился в эту "непокорную" девушку. Только вот живёт она в женском общежитии, и "подруги" в лице соседок по комнате, среди которых есть и "умудрённая опытом" разведёнка Мама Вера и циничная Анфиса, за которой до появления Тоси ухаживал Илья. В общем, своей молодой и неопытной соседке они начинают промывать мозги, говоря, что этот Илья - законченный бабник и надо держаться от него подальше. Понятно, что подаётся это под тем "соусом", что они заботятся (якобы) о репутации несмышлёной Тоси. На самом деле ими движет только одно чувство - зависть к более удачливой соседке, а у Анфисы это ещё и ревность. В общем, женский "серпентарий" показан во всей красе.
Самые основные эпизоды происходят во второй половине фильма, когда Илья с Тосей начинают встречаться и у них вроде бы всё на мази. Но тут вступают в дело т.н. "подруги", которым не даёт покоя счастливое лицо их молодой соседки. В ход идут самые низкие и подлые приёмы, а под конец "сердобольная" Анфиса рассказывает им о споре Ильи. Но ведь и Тося хороша - слушает их и делает всё, что они скажут. И какая тут, к чёрту, "любовь"? Разве любящий человек будет слушать откровенных недоброжелателей? Да он считает любимого олицетворением всего самого прекрасного на земле! Но это мужчины, женщины даже в состоянии влюблённости не забывают о суровой действительности и в любой момент готовы к измене. Начиная отношения с одним, они уже думают о следующем.
Совершенно иначе ведут себя друзья, коллеги и соседи Ильи - сочувствуют ему, как могут, дают советы. Среди них даже находится такой, который говорит правильные вещи типа: "Да что он в ней нашёл?" или "Эх, какие ребята из-за этих баб пропадают!" Однако его никто не слушает, мало того, он ещё и самый молодой, а молодой - значит, глупый: подрастёт, поймёт. На самом деле он ещё не поражён вирусом баборабства и искренне не понимает, как можно так убиваться из-за пилотки. Но вот такие и показываются, как "не такие", "странные".
А Илья убивается, и убивается сильно. Доходит до того, что отворачивается лицом к стене и то ли стонет, то ли воет. Особенно ярко эти страдания начинают проявляться, когда Тося говорит ему, что знает о споре и требует вторую сторону (забыл, как зовут того парня) отдать Илье кон спора - шапку: "Отдай, раз проиграл!" На этом споре заостряется особое внимание, Тося со слезами на глазах спрашивает "подруг": "Разве можно спорить вот так, на живого человека?" Может, поступок и не очень хороший, только вот в случае спора девушек на парня всё было бы обставлено как шутка - а что тут такого, девушки просто развлекались, нельзя, что ли? Да и парней выставили бы недалёкими: ха-ха-ха, развели, как лохов!
Но вот один из знакомых (кстати, жених одной из соседок-"подруг" Тоси) даёт совет: купить ей часы. Мотивирует он это так: "Конфеты что? Изжога одна! Съел - и всё! А вот часы - это другое дело!" То есть, заметьте - он советует именно потратиться на бабу и потратиться неплохо (конфеты намного дешевле часов). Таким образом, нам ненавязчиво говорится, что тратить деньги на женщин, да ещё и на тех, которые из нас верёвки вьют, в порядке вещей. В итоге Илья покупает эти самые часы и идёт дарить их в общежитие. И что же? В тот самый момент, когда Тося вроде бы "оттаивает", восхищается подарком и готова уже расцеловать парня, из-за двери слышится предательское "кхе-кхе!" В один момент выражение лица её меняется и девушка требует: "Уходи! И часы забери, чтобы они здесь не тикали!" Тот пытается сперва образумить её, а потом в приступе гнева (вполне праведного, надо заметить!) бросает часы на пол и давит их каблуком (я бы на его месте после такого выкинул эту дуру из головы навсегда). После его ухода "подруги" вбегают в комнату с вопросами: "Что случилось? Он тебя ударил?", а в ответ слышат: "Ох, девочки, люблю я его!!!" Но вот на что-на что, а уж на любовь это похоже в последнюю очередь.
После этого попытки со стороны Ильи наладить отношения вроде бы прекращаются, проходит некоторое время и лишь подстроенная ситуация помогает им встретиться. Причём даже тогда девушка продолжает делать вид, что не рада встрече и пытается показать своё недовольство. Но "подруг" радом нет, "кхе-кхе!" не слышно, и она сбрасывает с себя маску безразличия. Правда, за время, прошедшее между размолвкой и встречей позволяет себе высказывания и поступки, говорящие не о сожалении о случившемся, не о чувстве вины, а скорее об обратном. Чего стоят слова: "Эх, была бы я красивой, я за всех обманутых девчат отомстила бы! Иду я по улице, а парни, как меня увидят, падают и сами собой в штабеля укладываются!" Типичная мечта юной курицы: окрутить как можно больше молодых людей, а дальше трава не расти. Причём "подруги" смотрят на неё во время этого пламенного спича не только с насмешкой, но и с одобрением.
Заканчивается всё в итоге, как уже говорилось в начале, примирением и объятиями. Только вот у меня возникают большие сомнения в том, что герои проживут вместе долго и счастливо. Если ОЖП позволяет себе такое по отношению не к мужу и даже не к жениху, а просто к знакомому, даже зная, что он её любит, то что же будет, когда они поженятся? Страшно представить. Да и человек, решивший жениться на той, которая позволяла себе такие поступки, да ещё и на глазах у всех, не поддаётся пониманию.
Подытоживая вышенаписанное, скажу - все подобные фильмы показывают мужчин, которые мало того что позволяют издеваться на собой неизвестно кому, страдают от "любви", вместо того, чтобы послать виновницу всего этого далеко и навсегда, всеми правдами и неправдами добиваются её "расположения", теряя при этом последние остатки своего достоинства. Женщинам же как бы говорится: делайте с мужиками всё, что хотите - гадьте им на головы, вытирайте о них ноги. Вам всё сойдёт с рук. Мужчинам же предлагается безропотно всё это терпеть: ведь "Женщины - это самое главное, что у нас есть", "Без них мы - никуда" и "За женщин нужно бороться!" Ага, как же! Сейчас, блин, всё брошу и пойду бороться!
К тому же под видом "женской дружбы" показано то, как "подруги" пытаются всеми силами помешать счастью свой младшей товарки. Они просто не могут смириться с тем, что на эту "замухрышку" положил глаз "первый парень", которого они сами не прочь охмурить. Но ведь у героини должна быть своя голова на плечах! Какое там - для неё главное, что скажут "девчата", а на страдания парня ей наплевать.
Тем не менее, повторюсь: те фильмы, которые, как правило, имели хороший конец и предназначались для развлечения, не идут ни в какое сравнение с современными, где женщины показываются этакими невинными созданиями, которые терпят от "козлов"-мужчин все мыслимые и немыслимые унижения и лишения и только в конце фильма торжествует "справедливость" (в понятии феминисток, естественно) и являются по сравнению с теперешней смесью "мыла" и дерьма действительно добрыми и жизнеутверждающими. Смотреть их, как ни крути, гораздо приятнее. Правда, я в последнее время не смотрю вообще никаких фильмов. Книги мне всегда были ближе. Так что побольше читайте, камрады, и поменьше смотрите телевизор!
Спасибо за прочтение.