Женщины - первые" - этого правила в известном смысле придерживаются в каждом приличном обществе. Придерживается его и Библия, когда говорит о Божьих установлениях для семьи, и это, по всей вероятности, не случайно: ведь, в семье жена является связующим звеном между мужем и детьми; и если она живет в согласии с Божьими установлениями, то к ним же будет тяготеть и семья в целом. Вот почему, говоря об этих установлениях, Библия в первую очередь обращается к жене:
"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем" (Еф. 5,22-24).
Между тем, самая мысль о том, чтобы "подчиняться" или "покоряться" мужу, вызывает взрыв отрицательных эмоций у многих, казалось бы, разумных женщин, которые понимают это как призыв быть пассивной и ничтожной, чуть ли не половой тряпкой под ногами у мужчины... Прямо надо сказать - превратное представление.
Тем более, Господь понимает под покорностью не рабское состояние, а нечто иное. Быть покорным значит воздавать смиренное и разумное послушание тому, кто поставлен над вами главой. И Он приводит нам пример Церкви, покорной Христу. Церкви, которую эта покорность вовсе не унижает, а, напротив, прославляет! Бог издал этот закон о покорности жен мужьям не потому, что был настроен против женщин; наоборот, Он установил его для защиты женщин и в интересах согласия в семье. Учреждая его, Он думает о надежном укрытии для женщины, которой будет грозить в жизни немало бед и опасностей. Вот почему Библия не провозглашает "демократический брак", построенный по принципу "50 и 50". Порядок, учреждаемый Богом, исходит из соотношения "100 и 100". Жена - это стопроцентная жена, а муж - стопроцентный муж.
Бог предоставляет женам возможность покориться по собственному свободному выбору, как сделал это Иисус в отношении Небесного Отца. "Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божьим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его... " (Фил. 2,5-9). Бог оказывает честь не тем, кто цепляется за свои "права", а тем, кто свободно избрал удел послушания Ему.
"Добродетельная жена... ценнее жемчугов". Средняя женщина, если она посвящает все свое время дому, мужу, детям... Если она пробует понять особенности работы, выполняемой мужем... пробует обуздать его эгоизм, способствуя одновременно росту его самоуважения, подавить его мужское тщеславие, не давая погибнуть его надеждам, если пробует окружить свою семью истинными друзьями... Если, благодаря ее усилиям в доме царит атмосфера любви, музыки, уюта и красоты во всем, начиная от мебели и сада, атмосферы глубокой внутренней культуры... Если она в состоянии выполнять все это, тогда это станет ее пожизненной работой, которая потребует всех ее сил, всего ее терпения без остатка, всех талантов, которыми наградил ее Бог; ее самой большой жертвой на алтарь любви. Эта работа потребует от нее все, что она имеет, и даже больше. И она поймет, что именно для нее она и была создана. Поймет, что выполняет план Божий. Что является сотрудником Верховного Правителя Вселенной.
Самый полный и прекрасный портрет добродетельной жены (такой, какой она должна быть) дается в Библии в Притчах 31,10-31. В этом отрывке мы читаем о способной, целеустремленной, работящей женщине, которая добра, мудра, весела, достойна доверия; она не только ведет дом и хозяйство, но и обдумывает будущее. Она знает себе цену. И свой разум, физические силы, свой богобоязненный характер использует в добрых целях. Благодаря ей, жизнь ее мужа и детей исполнена достатка во всем, но не забывает она и бедных и нищих за пределами своего дома. Разве не замечательная женщина! Но что же приводит в действие всю эту творческую силу? Не муж ли, который своей властью держит жену в покорности? Отнюдь. Ведь, это он выражает ей безграничную признательность: "Муж ее хвалит ее: "Много жен добродетельных, но ты превзошла всех их".
Где покорность жены объясняется грубым нажимом со стороны мужа, там нет места Божьим установлениям, там действует лишь человеческая власть. Но там, где муж выполняет свою роль - в рамках порядка, установленного Богом, - т. е. "любит свою жену" и "не является суровым по отношению к ней" (Кол. 3,19), там покорность ему жены делается основанием взаимной любви и преданности, явлением, воистину прекрасным с моральной и духовной точки зрения.
"Кто найдет добродетельную жену?
Цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа ее".
Автор - Ларри Кристенсон, из книги «Христианская семья»
Номер статьи: 3903