Viktor-SV:В игровом кино МДшные моменты изредка встречаются. И во многом благодаря этим моментам фильмы становятся популярными.
Впервые посмотрел на днях советский блокбастер "Экипаж". Тот, который классический, 1979г. И офигел. Мы выискиваем в современных фильмах хоть какой-то намёк на МД. А тут для гигантской аудитории выпускают классическую МД-историю серьёзного суммарного хронометража, в которой к тому же акценты сделаны очень правильно, по МДшному.
1. Пилот Аэрофлота, чуть за 30. Крайне низкопримативный. Непьющий. Влюбляется в тётю "под 30". Тётя его не любит, но предложение о браке принимает. Потому что пилот - отличная партия. К тому же так её любит, что за ним она будет "как за каменной стеной". Да и возраст поджимает.
2. Пилот ради своей любви оставляет мегапрестижное место пилота международных рейсов и, переселившись из Москвы на территорию любимой (где также обитает тёща) в Мухосранск, поступает в малую авиацию. Добровольно понижает свой ранг.
3. После рождения сына тётя начинает на каждом шагу устраивать мужу-пилоту немотивированные истерики, порываясь подать на развод. Иногда вымещая злобу на сыне. Сыну в фильме где-то 4-5 лет. Позже тётя честно призналась, что бесилась именно из-за того что жила с нелюбимым. Мужик настолько низкопримативен, что удивительно, как он выдерживает такие провокации.
4. После очередного взбрыка пилот трезво оценивает обстановку и спокойно сам говорит, что "пожалуй, лучше действительно развестись". Баба принимает предложение с радостью, поскольку теперь может принять роль жертвы и всем заявлять, что он бросил её с ребёнком. Его самого пытается этим виноватить.
5. Дальше показывают суд за право опекунства. Тётя выливает на пилота море помоев, но явным образом уличается во лжи. Зрителю явно рассказывается, что по всем прямым и косвенным параметрам ребёнок должен остаться с отцом. Но в итоге всё заканчивается так как заканчивается всегда. Адвокат, представлявший интересы пилота, прямо говорит, что "к сожалению, у нас так принято". Я чуть со стула не упал, когда это увидел. Режиссёр, показывая в благоприятном свете отца и в крайне неблагоприятном свете мать, этой фразой героя выставляет явную претензию советскому государству, где царит такая несправедливость. Удивительно, как это прошло цензуру. Видимо, в худсовете одни мужчины были.
6. Когда пилот приходит навестить сына, ему заявляют, что встреча длится полчаса и только в присутствии БЖ. За тем чтобы "не настраивал сына против матери". Матери настраивать сына против отца никто не запрещает при этом. И она, как увидим дальше, этим пользуется.
7. Оказавшись в безвыходной ситуации, пилот похищает сына с прогулки в детском саду, чтобы погулять несколько часов. В конце дня он звонит БЖ и предлагает забрать сына с местного аэропорта. БЖ приезжает с милиционером и просит закрыть совершившего страшное преступление БМ. Милиционер оказывается сознательным и бабе отказывает. Отец - имеет право. Этим поступком пилот прогибает тётку на то, чтобы давать ему гулять с сыном более менее полноценно.
8. Пилот возвращается в Москву, в дальнюю авиацию. Таким образом, часто видеть сына он уже не может. Через несколько месяцев он таки приезжает в Мухосранск и обнаруживает занятные вещи. Тётя сожительствует с высокопримативным Василием, который первым делом наливает непьющему пилоту самогонку и недоумевает "как он мог такую бабу упустить". Также пилот обнаруживает, что сын, хоть и рад приезду отца, показывает радость только когда матери нет в зоне видимости. И пилота он называет "дядей", а "папой" у него стал Василий. В конце встречи сын выдаёт "я люблю тебя, дядя".
9. В конце этой истории нам показывают диалог БМ и БЖ, в котором баба откровенно насмехается над низкопримативным пилотом. Над тем, что он до сих пор её любит и не прочь начать с начала. Издевательским тоном сообщает ему, что наконец-то она поняла, что такое любовь. Что каждый день засыпает счастливой и просыпется счастливой.
Что получила в результате ушлая героиня?
а) Ребёнок. Половая программа выполнена.
б) Любимый примат под боком.
в) Нехилые алименты пилота дальней авиации.
Жизнь удалась по всем направлениям.
Что получил в результате со всех сторон положительный герой?
а) Необходимость кормить БЖ и васька.
б) Эпизодические встречи с сыном, который всё больше видит в нём чужого человека.
в) Разбитое сердце и, возможно, потерю веры в людей.
С этим эмоциональным багажом пилот выходит в рейсы. В том числе, в рейс-катастрофу, показанный во второй части фильма. Героические действия этого товарища при спасении пассажиров в сочетании с таким бэкграундом кажутся ещё более героическими.
Режиссёру Митте надо сказать огромное человеческое спасибо за эту историю и отдельно за правильно расставленные акценты. Вроде бы гигантское количество посмотревших это кино зрителей (многие ходили несколько раз) должно было дать толчок к началу обсуждения проблемы. С ней же явно сталкивались многие и в застойном СССР. Но почему-то эта тема была полностью проигнорирована, а народ вместо этого активно обсуждал первое появление женских сисек на советском экране. И вообще, сложилось впечатление, что народу больше зашла совершенно безликая история про укрощение стюардессой бабника Филатова. Бабам, конечно, эта история понравилась больше. Но где же голос посмотревших фильм мужчин?
И напоминаю, фильм был снят в 1979г. До появления в массовом пространстве этологии. Задолго до Протопопова и Новосёлова.
Вывод: пропаганда сама по себе, без перестройки экономики, даёт очень скромные результаты. Проблема куда сложнее, чем может показаться.