Поправки Верховного суда по декриминализации ряда статей Уголовного кодекса приведут к росту бытового насилия, уверены депутаты и юристы
Госдума готовится рассмотреть поправки Верховного суда (ВС) о декриминализации ряда статей Уголовного кодекса (УК). Изменения предполагают перевод уз уголовной плоскости в административную (в КоАП) статей о побоях, угрозах убийством, уклонении от выплат алиментов. Кроме того, по данным правонарушениям ВС предлагает применять альтернативные виды наказания. Эксперты и юристы уверены, что перевод наказания для алиментщиков и дебоширов в КоАП приведет к росту бытового насилия (сегодня преступников не останавливает даже угроза по этим статьям уголовного наказания). Они считают необходимым декриминализировать в первую очередь статьи УК, связанные с экономическими преступлениями.
Несколько дней назад комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному, процессуальному законодательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект ВС о декриминализации некоторых статей УК, которые были внесены в Госдуму в середине декабря 2015 года. Поводом для либерализации стала судебная практика последних лет: фактически каждый второй обвиняемый был осужден, в том числе и к реальному сроку, за незначительные преступления. Следователи и оперативники в России загружены мелкими делами, что отвлекает их от крупных преступлений.
В декабре 2015 года в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин поддержал идею ВС о переводе преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений.
ВС неожиданно для многих решил начать реформу с «семейных» преступлений. По нынешнему законопроекту планируется исключить из УК четыре статьи: ч. 1 ст. 116 («Побои»), ч. 1 ст. 119 («Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»), ч. 1 и 2 ст. 157 («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей») и ч. 3 ст. 327 («Использование заведомо подложного документа»). Их Верховный суд предлагает перевести в КоАП.
Эксперты и юристы раскритиковали инициативу ВС, по их мнению, в России нет никаких веских причин жалеть дебоширов и алиментщиков.
— Я категорически против этих поправок, потому что они направлены против общества, против беднейших слоев населения, — рассказал «Известиям» бывший зампрокурора Москвы, депутат Госдумы Юрий Синельщиков. — Для чего декриминализировать эти статьи? Нам говорят, мол, человек оступился, нельзя его строго наказывать. Да я вам скажу, что там вообще нет оступившихся людей. Все протоколы о побоях похожи: лупит жену и детей годами. То же самое с алиментами — люди годами принципиально не платят денег, а жене и детям буквально есть нечего.
По его мнению, «семейные» статьи нужно оставить в УК, но шире применять альтернативные меры наказания, если преступник раскаялся и полностью возместил причиненный ущерб или вред.
Депутат Олег Нилов считает, что авторы поправок пекутся не о той группе населения.
— Я вообще против того, чтобы декриминализировать насильственные преступления, потому что люди, совершающие насильственные преступления, обладают иным характером, иным взглядом на жизнь, чем те, кто совершает экономические преступления, — рассказал «Известиям» Олег Нилов. — Само наличие уголовной статьи за побои или угрозы многих останавливает от совершения преступлений, потому что человек с судимостью будет испытывать трудности при приеме на работу, не сможет занимать, к примеру, депутатские посты. При возбуждении уголовного дела можно потерять те или иные полномочия, карьерные перспективы.
Член комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Алексей Лысяков также категорически против подобного изменения.
— Я категорически против особенно декриминализации уклонения от уплаты алиментов, я, наоборот, собирался предложить ужесточать ответственность за подобные деяния, — рассказал «Известиям» Лысяков. — Я считаю, что людей, которые уклоняются от уплаты алиментов, надо отправлять на общественные работы либо в тюрьму, и уверен, что это позорное дело что для мужчины, что для страны, когда она позволяет уклоняться от уплаты алиментов.
Всего, по словам Лысякова, несколько сотен тысяч отцов избегает уплаты алиментов.
— А если декриминализируют, то вообще невозможно взыскать будет, — добавил Лысяков.
Напомним, что к началу 2016 года в базах данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП) насчитывалось около 1 млн злостных неплательщиков алиментов. При этом почти 70 тыс. уклонистов находятся в розыске. Сумма долга по алиментам оценивается более чем в 115 млрд рублей.
С парламентариями согласны и другие эксперты.
— Декриминализация статей за побои, угрозы жизни и неуплату алиментов только приведет к всплеску бытового насилия, потому что сейчас само наличие уголовной ответственности за эти деяния становится сдерживающим фактором, — рассказал «Известиям» адвокат Иван Миронов. — Сейчас потенциальный преступник десять раз подумает, прежде чем провоцировать домашнее насилие, зная, что за это может сесть в тюрьму.
Юрист Мари Довтян, которая защищает права женщин, пострадавших от насилия, считает, что уголовное наказание — единственный способ для женщин защититься от бытовых драк.
— Если убрать эти статьи из УК, тогда у женщин не останется никакого механизма защиты от домашнего насилия, — считает Мари Довтян. — Что касается алиментщиков, то важный момент заключается в том, что по административному делу никто их даже искать не будет, а в рамках уголовного дела для этого предусмотрено гораздо больше механизмов.
По ее мнению, само наличие уголовного наказания является стопором для распространения домашнего насилия.
— Есть такое понятие, как превентивные составы преступления, когда наказывают за мягкие составы, чтобы не совершались более тяжкие, и вот побои и угроза убийством как раз к таким типам относятся, — разъяснила Довтян.
При самом негативном сценарии, по словам Довтян, может получиться так, что злостный неплательщик может сначала угрожать своей экс-жене убийством, затем избить ее и за всё это получит лишь административное наказание.
Эксперты считают, что вместо декриминализации «семейных» статей была бы более полезной либерализация уголовного законодательства в бизнес-сфере. Еще в декабре Владимир Путин предложил создать комфортные условия для инвестиций и не «кошмарить» бизнесменов: сократить количество контролирующих органов, практиковать арест по экономическим преступлениям только в крайнем случае, чаще использовать залоги и домашний арест, продлить срок действия амнистии капиталов.
Он напомнил, что роль правоохранительных органов и судов состоит в том, чтобы оградить экономику и граждан от мошенничества и преступников, защитить права, собственность, достоинство всех, кто соблюдает закон, честно ведет свое дело. По словам президента, арест по экономическим преступлениям до сих пор остается популярной мерой пресечения.
Эксперты «Деловой России» уже подготовили соответствующие поправки о либерализации законодательства в предпринимательской сфере.
— Бизнес-омбудсмен Борис Титов и «Деловая Россия» предлагают изменить во втором чтении законопроект ВС, чтобы «иные меры уголовного характера» распространялись на все экономические составы УК, — рассказал «Известиям» глава секретариата центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Сергей Таут.
Вопросы декриминализации статей за угрозы, побои и невыплату средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей надо отложить, — считает адвокат по экономическим делам Анатолий Вербицкий.
— А вот именно декриминализация ряда экономических преступлений — это животрепещущий вопрос, который надо решать сейчас. Потому что пока указания президента о том, что нужно снизить давление, в том числе коррупционное, на бизнес, почти не исполняются, — отмечает он.
По мнению депутата Олега Нилова, необходимо идти по пути снижения ответственности только обвиняемым по экономическим статьям.
— Именно это имел в виду президент, обращаясь к Федеральному собранию, — резюмировал депутат.
...
Идею выплачивать алименты детям старше 18 лет в кабмине не поддержали
После наступления совершеннолетия «юридическое детство» заканчивается
Правительство не поддержало законопроект, согласно которому предполагалось обязать родителей выплачивать алименты на своих совершеннолетних детей от 18 до 24 лет, если они продолжают учиться (отзыв есть в распоряжении «Известий»). В правительстве подчеркнули, что с 18 лет гражданин России уже не считается ребенком, так как с этого возраста у него, согласно ст. 38 Конституции РФ, уже появляются ответные обязанности перед нетрудоспособными родителями (если таковые имеются) — заботиться о них.
Напомним, в сентябре 2015 года депутат-единоросс Мамед Абасов внес в Госдуму законопроект, в соответствии с которым студент очной формы обучения в возрасте от 18 до 24 лет имеет право на алименты от родителей. Поправки предлагалось внести в Семейный Кодекс (СК) РФ. Инициатор проекта федерального закона, аргументируя свою позицию, подчеркивал, что юридическое прощание с детством не гарантирует финансовой самостоятельности гражданина.
В свою очередь, уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов назвал законопроект непроработанным — омбудсмен не понял, почему возрастные рамки были поставлены от 18 до 24 лет (не было обоснования «конечного возраста»).
В отрицательном отзыве правительства подчеркивается, что на родителей возложена обязанность обеспечить получение детьми исключительно основного общего образования. В связи с этим идея обязать отцов и матерей за свой счет обеспечить «получение детьми также профессионального образования является необоснованной».
«Полагаем, что проектируемая норма не согласуется с концепцией алиментных обязательств, которая исходит в первую очередь из нетрудоспособности получателя алиментов (глава 13 СК РФ)», — говорится в документе.
При этом в заключении обращается внимание на тот факт, что СК РФ гарантирует выплату алиментов уже совершеннолетним детям, но при условии, что те являются нетрудоспособными.
Также в отзыве отмечается, что очная форма обучения не может являться основанием для признания у гражданина наличия ограничения на осуществление трудовой деятельности.
Как сообщали «Известия» ранее, злостных неплательщиков алиментов предлагают наказывать ограничением свободы сроком до 4 лет — должник не сможет выезжать за пределы города, менять место жительства и работы без согласия контролирующих органов. Соответствующий законопроект с поправками в Уголовный кодекс РФ разработали в законодательной думе Хабаровского края. По мнению депутатов, так должникам будет сложнее прятаться от судебных приставов и скрывать свои фактические доходы.
По данным Федеральной службы судебных приставов России, за 6 месяцев 2015 года 935 тыс. человек задолжали алиментов на сумму 115 млрд рублей. При этом почти 70 тыс. неплательщиков находятся в розыске.
На конец 2014 года должников-алиментщиков насчитывалось 936 тыс. человек, а их совокупный долг — 116 млрд рублей. В 2013 году 978 тыс. россиян не оплачивали содержание своих детей или нетрудоспособных родителей.
...
Неплательщикам алиментов хотят запретить передвигаться по стране
Нынешние меры наказания алиментщиков не работают, считают законодатели, долги россиян по алиментам составляют 115 млрд рублей
Злостных неплательщиков алиментов предлагают наказывать ограничением свободы сроком до 4 лет — должник не сможет выезжать за пределы города, менять место жительства и работы без согласия контролирующих органов. Соответствующий законопроект с поправками в Уголовный кодекс РФ разработали в законодательной думе Хабаровского края (документ находится в распоряжении «Известий»). По мнению депутатов, так должникам будет сложнее прятаться от судебных приставов и скрывать свои фактические доходы. По данным Федеральной службы судебных приставов России, 935 тыс. человек задолжали алиментов на сумму 115 млрд рублей на конец июня этого года. При этом почти 70 тыс. неплательщиков находятся в розыске.
Сейчас злостный неплательщик алиментов, согласно ст. 157 УК РФ («Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей»), наказывается исправительными или принудительными работами сроком до одного года, арестом до трех месяцев либо лишением свободы до одного года. Однако, по мнению депутатов Хабаровского края, эти меры неэффективны, поскольку должники «уклоняются от отбывания наказания и скрываются от контроля».
Законопроектом предлагается дополнить статью таким видом наказания, как ограничение свободы сроком до 4 лет, а также сроком до 2 лет в качестве дополнительной меры к принудительным работам и лишению свободы.
«Такой дополнительный вид санкций позволит установить осужденному ряд ограничений, в том числе: по выезду за пределы территории соответствующего муниципального образования, по изменению места жительства или пребывания, места работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, что, в свою очередь, будет являться действенной мерой для лиц, скрывающих свои реальные доходы и место их получения, а также способствовать защите прав детей и нетрудоспособных родителей», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Адвокат Владимир Постанюк пояснил, что злостным неплательщиком алиментов признается гражданин, если он не выплачивал деньги в течение четырех месяцев подряд.
— Однако прежде чем будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, дознаватель проверяет, было ли должнику сделано два предупреждения об уголовной ответственности за неуплату алиментов. А во-вторых, смотрит, дарил ли должник ребенку подарки, передавал какие-либо вещи, оказывал ли иную помощь, кроме материальной. Всё это является основанием для отказа в возбуждении уголовного дела, поскольку в этом случае признак злостности отпадает, — рассказал адвокат.
По словам Постанюка, под ограничением свободы всегда подразумевается установление ограничений на изменение места жительства, а также на выезд за пределы города, поселка и пр.
— Судом дополнительно могут быть установлены и другие ограничения — не уходить из места постоянного проживания в определенное время суток, не посещать определенные места, не изменять место работы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания, — говорит он.
По данным Федеральной службы судебных приставов (ФССП), на июнь 2015 года сумма долга по алиментам по всей России составила почти 115 млрд рублей по 935 тыс. исполнительным производствам. При этом почти 70 тыс. неплательщиков находятся в розыске. Ежегодно число должников остается практически неизменным. Так, на конец 2014 года их было 936 тыс. с долгом 116 млрд рублей, а в 2013 году 978 тыс. россиян не оплачивали содержание своих детей или нетрудоспособных родителей.
Одним из наиболее эффективных методов воздействия на неплательщиков является запрет на выезд за границу. В первом полугодии 2015 года в пользу детей было взыскано 2,9 млрд рублей, из них 966 тыс. рублей — после ограничения на выезд. В 2014 году было взыскано 16,3 млрд рублей, из них 2,7 млрд рублей — в результате запрета покидать пределы РФ.
— Временное ограничение на выезд из РФ устанавливается, если сумма задолженности превышает 10 тыс. рублей, — пояснили в пресс-службе ФССП. — Как показывает практика, временное ограничение в праве на выезд за пределы Российской Федерации — один из наиболее действенных способов мотивации должников к исполнению своих обязательств. Особенно когда речь идет об обязательствах социальной направленности, таких как алименты, возмещение вреда в связи с потерей кормильца и др.
За январь–июнь 2015 года судебными приставами было возбуждено 27,5 тыс. уголовных дел по ст. 157 УК РФ, а в 2014 — 73,4 тыс. Почти 6 тыс. злостных неплательщиков в прошлом году были приговорены к реальному лишению свободы.
Как рассказали в ФССП, «основными причинами неисполнения должниками своих обязанностей по уплате алиментов является в первую очередь нежелание исполнять решения судов, асоциальный образ жизни, отсутствие постоянного источника доходов».
Член комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Всероссийского общественного движения «Матери России» Валентина Петренко считает, что законодательство в отношении тех, кто не платит алименты, необходимо ужесточать.
— К неплательщикам алиментов нужно подходить строго, и надо менять законодательство в пользу ребенка, — говорит она. — Нужно понимать, что это не просто уклонение от выплаты алиментов, это посягательство на жизнь и здоровье ребенка или пожилого человека, поскольку они могут голодать из-за отсутствия средств. Мы сейчас в Совете Федерации прорабатываем целый комплекс мер — нужно ужесточить ответственность за неоднократное уклонение, также наказывать работодателей, которые не удерживают часть зарплаты, когда к ним приходит информация об алиментных обязательствах сотрудников, и, наоборот, начинают выдавать в конвертах зарплату. Неработающим должникам нужно помогать трудоустроиться, если же неплательщик не соглашается на предложенную должность, то он должен подвергаться уголовной ответственности. Банк данных неплательщиков должен получить серьезную огласку по всей России — например, чтобы работодатели при приеме на работу должника были информированы об обязательствах, которые на них лягут.
В то же время Петренко не уверена, что ограничение свободы станет эффективным методом борьбы с должниками.
— Главная задача законодательства — чтобы ребенок или пожилой человек получали положенные средства. Ничего не изменится, если должник будет сидеть в одном городе. Кроме того, с одной стороны, ухаживать за ребенком — это конституционная обязанность, но принимаемые решения, пусть и в отношении тех, кто нарушает основополагающий закон, не должны расходиться с Конституцией РФ. Нужно внимательно проанализировать на этот счет наказание в виде ограничения свободы, — сказала сенатор.
Председатель санкт-петербургской коллегии адвокатов «Феникс» Александр Голованов отметил, что ограничение свободы не противоречит Конституции РФ.
— Поскольку ограничение свободы применяется в отношении лиц, совершивших преступление, то предположение о том, что такое наказание противоречит Конституции РФ, ошибочно. Более того, одна из целей наказания — восстановление справедливости и исправление осужденнного, — говорит Голованов. — В настоящее время ограничение свободы назначается за кражу, мошенничество, присвоение или растрату, незаконную госпитализацию лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь и пр.
Напомним, что законодатели неоднократно предлагали различные ухищрения для борьбы со злостными неплательщиками алиментов. Например, еще в 2012 году в Госдуму был внесен законопроект, запрещающий должникам управлять транспортным средством. Аналогичный законопроект депутат Госдумы Александр Агеев внес в конце 2014 года, и он был принят в первом чтении. Минюстом России в 2013 году был разработан проект, запрещающий должникам совершать какие-либо крупные сделки с имуществом, например покупку квартиры. А в этом году Госдума предложила должников лишать права пользоваться некоторыми госуслугами — регистрировать брак, получать загранпаспорт, сдавать экзамены в ГИБДД и пр.
...
- Главная
- СТАТЬИ
- АВТОРЫ
- НЕ ЧИТАЛ
- НОВИЧКУ
- ТОП-100
- ФОРУМ
- Новые темы
- Свежие сообщения
- Ветка: Анализ отношений с женщинами
- Ветка: Расстаюсь или Развожусь. САНЧАС
- Ветка: Наболевшее. Выскажись!
- РАЗДЕЛ: Мы и Женщины
- РАЗДЕЛ: Маскулизм, МД и права мужчин
- РАЗДЕЛ: Отцы и Дети
- РАЗДЕЛ: Разное
- УЧЕБНИК
- ТРИЛОГИЯ
- ВИТРИНА
- КОПИЛКА
- ОТНОШЕНИЯ