Foreign Affair: Эфиопия
Что известно рядовому россиянину об Эфиопии (или Абессинии, как называют ее сами эфиопы)? Как правило, то, что это – где-то в Африке. Ну, некоторые, кто смотрел сериал «Южный Парк», быть может, вспомнят эфиопа Голодного Марвина, который, вместе со своим племенем, улетел на планету Марклар, на которой все называется Марклар, а более образованные – даже о генерале инженерных войск Абраме Петровиче Ганнибале, более известном как Арап Петра Великого, который происходит именно оттуда. Вообще, данная маленькая страна имеет весьма любопытную и интересную историю и много памятников культуры (Аксумское царство, - когда-то назвалась эта страна, было весьма развитым государством своей эпохи), познакомиться с которыми, увы, было очень мало времени.
Вообще, это моя вторая поездка в Аддис-Абебу – так называется столица Эфиопии, название которой переводится с амхарского как «новый цветок». Так этот город назвал эфиопский император Менелик II, бывший, судя по всему, гиноцентристом, ибо назвал город в честь своей жены. Один из эфиопов, с которым я тогда, в далеком 2009 г., работал, называл Аддис-Абебу ни много, ни мало, «Африканским Парижем». Город тогда и правда был похож на Париж, но после продолжительной ковровой бомбардировки: большинство населения жило в каких-то землянках и домах, построенных из чего попало (чтобы понять, как это выглядит, можно поиграть в игру Fallout). Тогда мы вообще опасались выходить из отеля и передвигались по городу только на машине. Однажды я вышел из отеля погулять и зашел в местную пивную – пиво было вкусным (местный St. George вкусный и сейчас), но, когда я спросил: «Сколько я вам должен?», меня спросили: «А сколько есть?», и приставили к шее то-ли стилет, то-ли какую-то спицу, в итоге, я попил пивка за, примерно, 40 долларов.
Сейчас такое тоже может запросто приключиться, но преступность, за последние годы, резко упала. Вообще, уровень жизни в Эфиопии за эти 9 лет очень вырос, хоть и остается, к сожалению, низким. Как бедная и неразвитая страна может быстро развиться? Вариантов тут, по-хорошему, только два: установить жесткий режим а-ля «военный коммунизм», или «военный госкапитазализм» - кому что ближе, где «человек для государства, а не государство для человека», - преимущество тут состоит в том, что все ресурсы страны остаются в стране, а минус – в том, что население, при этом, кошмарят, и жить при таком режиме хуже, либо привлекать иностранные инвестиции, вследствие чего люди жить будут лучше, но банкет этот – не бесплатный, и стране придется расплачиваться своими ресурсами, - короче, придется продавать недра Родины. Эфиопия пошла по второму пути, - первый они пробовали и, в результате, допробовались до переворота, - эфиопы вообще очень любят свергать правительство: недавно там произошел исторический момент – председатель правительства ушел в отставку сам, - никто его не свергал и не убивал, - такое в истории современной Эфиопии произошло впервые, - в течение полугода в стране было объявлено чрезвычайное положение, так как власти боялись нового мятежа. Впрочем, сейчас у власти военные, а эти власть так просто, как правило, не отдают.
Как мне рассказывали коллеги, - они, в свое время, тоже ездили в Эфиопию договариваться по поводу проекта на строительство электростанции. Но, как раз, в то время произошел переворот, и новое правительство сказало, что российская электростанция им не нужна. В итоге, станцию, и не только ее, построили им китайцы, которые, как лично я полагаю, этот самый переворот и проспонсировали.
Вообще, Китай уже давно обратил свой взор как на Африку, так и на Южную Америку: в том же Эквадоре китайцы выполнили несколько мега-проектов (чего только стоит огромная ГЭС под Куэнкой, - реально масштабное сооружение, как в фантастических фильмах), при этом, получив квоты на добычу минеральных ресурсов на территории страны на, по-моему, 10 лет. То же самое происходит и в Эфиопии: я не знаю, что там за квоты, но в 2012 году Китай дал Эфиопии кредит на 14 миллиардов долларов – на застройку, создание инфраструктуры, индустриализацию и т.д. В итоге, Аддис-Абеба стала если не Парижем, то до уровня Самары дотягивает: было построено много современных жилых зданий, наладили общественный транспорт, провели водопровод (во многих домах его не было, в некоторых напор не доставал до верхних этажей, воду постоянно отключали, в итоге, народ бегал справлять малую и большую нужду в парки или в закутки, потому по паркам и по некоторым улицам невозможно было ходить). В общем, пришел прогресс. Помимо этого, китайцы строят в Эфиопии заводы, сейчас в процессе большой проект по строительству железной дороги.
Россия тоже пытается сюда пролезть. Один мой старый знакомый, который, если все взлетит, будет руководителем проекта в Эфиопии, связался с моим начальством и попросил командировать к себе в Эфиопию. Послушав рассказы про то, как страна преобразилась (а она, пусть и до европейского, и даже латиноамериканского уровня пока не дотягивает, но преобразилась), а также желая встретиться со старым знакомым, я согласился поехать. В аэропорту меня встретил сам руководитель проекта со стороны заказчика – дядька хорошо за 60, но еще крепкий, в свое время, учился в СССР на инженера ракетных войск, но, так как ракетные войска в Эфиопию не завезли, то он переквалифицировался в энергетика (довольно распространенный случай и в России, после развала СССР). Мой собеседник очень хорошо говорил по-русски, пусть и с каким-то, почему-то, кавказским акцентом, - по его словам, русский язык он выучил за 6 лет жизни и учебы в СССР, потом много общался с советскими военными специалистами (которые помогали Эфиопии в Огаденской войне), потом, когда те ушли – говорил по-русски сам с собой перед зеркалом, а потом и доступ в интернет получил. Старый вояка был очень рад, что снова представилась возможность поработать с русскими: «Помню, я был молодой, а меня пожилые русские учили что, да как, а тут я уже седой, а со мной молодые русские работают, ха-ха!», в ходе поездки, - а он заявил, что будет всех русских сам встречать и отвозить, мы обсудили много разных тем: историю России и Эфиопии, состояние дел в Эфиопии вообще, состояние дел в России, мундиаль, на который тот хотел бы попасть, по его словам, но не смог, наташ на мундиале, боевитых куколдов на мундиале. Обсудили и личную жизнь моего собеседника: она у него весьма чумовая – в ходе одного из многочисленных военных конфликтов, он подобрал в племени юную девочку, - удочерил, так сказать, а когда девочке стукнуло 18, - он выгнал свою жену на мороз и стал жить с этой девочкой. Всего у моего собеседника 7 детей: 4 сыновей и дочка от первой жены и 2 сыновей от новой. Дядька коллекционирует оружие и любит сафари (если занесет меня-таки туда – пройду обучение и тоже буду ездить). В общем, человек предельно четкий.
Сама Эфиопия имеет довольно интересную историю и культуру: это и, как мне правильно указали в комментариях, самое древнее православие – времени у меня было мало, и посетить удалось две связанные с этим достопримечательности: Собор Святой Троицы (самый известный в стране) и Церковь Святого Георгия (эфиопы, почему-то, особенно выделяют этого святого). К сожалению, фото нет – я постоянно забываю фотографировать, особенно, когда под впечатлением. Да и доставать гаджет там, несмотря на все заверения, я опасался – мало ли, - со злыми орками я уже сталкивался. Сами эфиопские православные священники, при этом, похожи на каких-то шаманов: одеты в яркие красно-зеленые робы, носят кучи четок и бус на шее и руках. Видимо, все-таки, как и везде в Африке, в христианстве сильны элементы синкретизма. Говорят, на севере страны находятся храмы, высеченные из монолитных скал, - некоторые верят, что это работа никого иного, как ангелов, а то и самого Бога, но я, к сожалению, до них так и не доехал. Христианская часть населения, вообще, довольно секулярна, в отличие от мусульманской, где мракобесие доминирует, - живут они, нередко, обособленно, преследуют тех, кто из их общин хочет уйти в цивилизацию, также там немало национально озабоченных, которые нападают на эфиопок, затевающих с иностранцами и иностранцев, затевающих с эфиопками, ну и наоборот. Среди городских же секулярных жителей т.н. «традиционные ценности», как и в России, практически никого, кроме кучки слабоумных и параноиков, не интересуют.
Также в городе есть памятник Пушкину, которого эфиопы считают «своим» (см. Арап Петра Великого), а также Бобу Марли, дед которого был то ли сирийским, то ли эфиопским евреем, - эфиопы считают, что эфиопским, да и сама раста-культура зародилась именно в Эфиопии. Кстати, удивительный факт, что много эфиопских евреев, в свое время, уехали на Ямайку за лучшей жизнью, и сейчас на Ямайке около 30 еврейских кладбищ (в Эфиопии – меньше), но и там, на Ямайке, их генофонд был улучшен Бриссеном, но это – уже другая история. Также удалось посетить и Национальный музей Эфиопии, где, помимо прочего, находится скелет австралопитека Люси – вроде как, самые ранние человеческие останки на Земле. Еще удалось посетить местный рынок сувениров, - африканские бусы и т.д. меня не интересуют, зато там был прикольный прилавок со всяким кустарным холодным оружием – судя по всему, из автомобильных рессор (всем известно, что рессоры делаются из упавшего с неба метеоритного железа, потому клинки из них высоко ценятся всеми – от непальских гуркхов до русских реконструкторов). Там были и эфиопские сабли, и серповидные клинки нубийской цивилизации, и африканские метательные вундервафли – много чего. Я купил себе традиционный эфиопский кинжал афар, – хотел саблю, но побоялся, что на таможне отберут. Кинжал на таможне, впрочем, тоже отобрали, - эфиопские таможенники заслуживают звания главных таможенных педерастов даже больше, чем кубинские и венесуэльские.
Оружие в Эфиопии, между прочим, легально, - причем даже автоматы. И, о чудо, никакого Дикого Запада на улицах нет, и постоянной пальбы на улицах не наблюдается. Вообще, за годы конфликтов, возникло целое поколение «псов войны», которые со своими стволами так просто не расстанутся. И правильно делают. Хотя, думаю, в будущем гайки, все-таки, закрутят.
Несмотря на все модернизации, страна пока еще очень бедная: средний эфиоп получает около 50 долларов. Те, кому посчастливилось устроиться на работу к иностранцам (в основном, к китайцам) получают во много раз больше: например, сварщик, работающий на китайцев, получает 1000 долларов. Мечта среднего эфиопа – устроиться в иностранную компанию и, по возможности, свалить (валят сейчас или в Китай, - немало эфиопов активно учит китайский язык, или в арабские нефтяные державы, где сейчас много гастрбайтеров из Эфиопии, иногда – и в Европу). Мой коллега шутил, что когда образование было бесплатным, учиться никто не хотел, зато теперь, когда оно, де-факто, платное – учиться народ потянулся. Официальным языком является амхарский, но, при этом, преподавание уже класса с 5-го – только на английском языке, который местные знают, нередко, даже лучше амхарского, хотя есть местные национально озабоченные, которые принципиально изъясняются именно на амхарском, даже с иностранцами.
Очень понравилась самодостаточность эфиопских мужчин, - с чем-то подобным я сталкивался в Эквадоре: они с гораздо меньшей охотой волокутся за бабами, а предпочитают вкладываться в себя. Отсюда – много мастерских самообслуживания (как в латине – платишь символическую сумму и копаешься в своей машине сам, инструменты – свои или те, которые есть в мастерской), магазинов автозапчастей и инструментов (китайских, в основном), спортивных магазинов и т.д. Причем, насчитал я их не меньше, чем схожих заведений для баб: салонов красоты и т.д. Возможно, также вклад в это вносит доступная и дешевая проституция, о чем ниже.
Теперь про баб. Эфиопки мне показались очень красивыми, - я бы их, возможно, поставил в личном хит-параде на второе место – после колумбиек. Собственно, на красоту эфиопок не раз обращали внимание на протяжении истории: тут вам и Андромеда, и Царица Савская. Вообще, у африканок, как правило, очень хорошие фигуры, но страшнющие лица – в пору орков без грима играть. А у эфиопок лица вполне себе европеоидные – ровные и правильные. Вообще, эфиопы, хоть и черные, но лица у многих чисто европейские, а у кого не европейские – те больше похожи не на африканцев, а на арабов или индусов, - у них нет огромных приплюснутых носов на пол-лица и т.д. Плюс, очень стройные и подтянутые фигуры, причем даже у баб за 45. Очень дешевая проституция: еще в свою первую поездку в Эфиопию я удивился, что проститутки сидят прям в лобби отеля – в специально отведенном для них месте (и пристают прямо там – в лобби), что наблюдается и сейчас – такое было в Латинской Америке в 80-е (а на Карибах – и в 90-е), а тут – до сих пор есть. Цена вопроса – 5-10 баксов. Плюс, есть специальные районы, полностью отведенные под кварталы красных фонарей – там еще дешевле, - ориентировано это не только на иностранцев, но и на местных. Но я предпочитал посещать бордели в центре, где на двери висит вывеска «Работницы проверены на отсутствие ВИЧ», хотя там и дороже – 20 баксов. Зато бабы красивее, и на входе (1,5 бакса) еще и пиво дают.
Кстати, про ВИЧ: когда-то в Эфиопии с этим делом все было очень плохо, но сейчас, по статистике, инфицированным является 1% населения (как в России). Как эфиопам удалось победить эпидемию ВИЧ? Не пропагандой т.н. нравственности, визитами священников в школы и т.д., а уроками сексуального просвещения и бесплатной раздачей презервативов. Правительство мудро смекнуло, что трахаться молодежь будет все равно, как им это не запрещай и не уговаривай этого не делать, потому пусть лучше делают это безопасно. Подобная стратегия была успешно применена еще братьями Кастро на Кубе, в результате в стране до сих пор рекордно низкое количество случаев заболевания, несмотря на свободные нравы и секс-туризм, а сейчас ее на вооружение взяли и эфиопы.
Эфиопия и сама является набирающим популярность маршрутом для секс-туризма (красивые бабы + количество ВИЧ-положительных снизилось в разы) – катаются сюда и европейцы (видел немцев, итальянцев, французов), и арабы (да-да, патриархальные арабы из Саудовской Аравии, Катара и т.д. тоже любят секс-туризм), много китайцев (эти гаврики, кстати, те еще каблуки и баборабы, по моим наблюдениям). Самому мне познакомиться с «приличными» эфиопскими женщинами не довелось – не было времени, но если вдруг меня туда надолго занесет – возможность представится. Вообще, почти все эфиопки хотят выйти замуж за иностранца – желательно, за европейца, хотя, на крайняк, сойдет и китаец, - даже во времена, когда я сидел на международных сайтах знакомств, там было полно эфиопок, с которыми также приходилось пообщаться. При этом, гадостей про эфиопских мужчин я от них не слышал. Сейчас в Эфиопии много китайских экспатов, и браки с эфиопками нередки. Также видел пары европейцев с эфиопками – несколько немцев, например (причем, эфиопки тоже говорили по-немецки). Ну и, конечно, итальянцев – что творится у них в Италии с бабами я не знаю, - с итальянками репрезентативной выборки у меня нет (хотя с одной я даже, в свое время, затевал), но внешность итальянок мне показалась очень привлекательной, - может, характер у них плохой, - я не знаю, но еще по Кубе и Бразилии замечал, что итальянцы вагонами увозят к себе тамошних баб. Примерно то же самое, хоть и в меньшей мере, я заметил в Эфиопии – итальянцы, видимо, реально болт забили на итальянок. Пообщался по поводу эфиопок с китайскими экспатами – они их как-то уж чересчур идеализировали: и секс регулярный, и денег не тянут, и работают, да еще и готовят. Впрочем, если окажусь-таки тут надолго – разберусь: Бриссена просто так не проведешь.
Бабы, кстати, очень эмансипированы, причем это все всячески пропагандируется на государственном уровне – куча плакатов с бабами в офисе, бабами с гаечными ключами и т.д. Во время кофе-брейка я, из вежливости, хотел налить кофе одной коллеге-эфиопке, на что та возмутилась: «Я немощная, что ли?!» Мой коллега сказал «Он просто за леди поухаживать хотел!», на что руководитель проекта, русскоговорящий, заметил: «Это не леди – к леди, если хотите, вечером свожу!». Мне вспомнился анекдот про француза, приехавшего в Россию: «У них два типа женщин: для семьи – называются бабы, и для любви – называются, по-моему, леди, - не помню!». Я в этом, кстати, ничего плохого не вижу – даже наоборот. А вот законы там, на данный момент, семейные – вполне справедливые: с чем в семью пришел – с тем из семьи и ушел. Ребенка оставляют тому, кто может обеспечить ему лучшее содержание, и, чаще всего, это отец. Надеюсь, так будет и далее. Пусть хоть у кого-то будет хорошо.
Вообще, работать с эфиопами мне понравилось: после кубинцев с их бюрократией и гнилой системой – это отдушина, впрочем, возможно, я просто еще не заметил подводных камней. Уже в аэропорту, когда я улетал, ко мне, вдруг, подошла какая-то баба. Русская. Как оказалось, это моя однокашница: она училась на три курса ниже, мы довольно часто пересекались на всяких металистских тусовках, но никогда толком не общались, а тут она меня узнала. Работает она в поставках в Эфиопию запчастей вооружения: в Эфиопии есть несколько заводов, где производятся наши «Калаши», и многие автоматы, применяемые в разных странах Африки – именно оттуда, но некоторые запчасти для сборки поставляются из России. Как оказалось, она уже давно не вылезает из Эфиопии – как я из Кубы (и, возможно, тоже из Эфиопии вылезать не буду). Рассказала, что да как, и, судя по всему, будет тяжело, но легче, чем на Кубе.
Вот так вот я съездил на Черный Континент. К сожалению, было мало времени со всем ознакомиться, но, в целом, приятно удивлен. Бедная и развивающаяся страна не лишена харизмы. Кто знает, может придется оставить Остров Свободы ради Абессинии.