В мире животных: инстинкты и неженский выбор.
Поговорим немного о инстинктах и естественном отборе?
Время от времени поднимаются в разговорах темы животных, через которые люди любят объяснять свершение разных человеческих поступков и реализацию желаний. Мне это часто кажется неправильным.
Во-первых мы давно не животные и живем отнюдь не естественным путем. Именно ограничив животные позывы мы создали развитое общество, а людской интеллект и организация сделала нас охотниками на куда более сильных и крупных зверей чем мы сами, в том числе и хищников, которые охотились раньше на нас. С жизнью обоснованной только животными желаниями можно залезать обратно на пальму и становиться кормом для леопарда.
Во-вторых же говоря о животном мире и инстинктах люди на самом деле не имеют четкого представления о чем они говорят и даже не имеют единой системы. Сегодня сравнивают себя со львами или волками, завтра с птицами, послезавтра с богомолами. Берут разные рода и виды с абсолютно разной моделью поведения. Да и ищут только то, что хотят найти. Подгоняют решение задачи под желаемый ответ.
А если подойти к рассмотрению животного поведения комплексно, то можно узнать много чего интересного. И взять для рассмотрения стоит животных, которые близки к человеку. Я конечно не зоолог и мои выводы могут быть ошибочными, но просто как пища для размышлений. Сначала я подробно опишу многие черты в поведении одного вида, которые могут вам показаться знакомыми. И за одно сделаю некоторые выводы, к которым читатели возможно придут и сами.
Обыкновенный шимпанзе. По разным методам подсчета генетическое сходство человека и шимпанзе 90-98%. Эти обезьяны живут группами, крупнейшие из которых достигают 150 особей, но чаще всего сообщества куда меньше и насчитывают 8-20 членов. Внутри сообщества лидерство принадлежит группе самцов, во главе которой стоит альфа-самец. Причем он далеко не всегда самый крупный или сильный. Чаще его лидерство определяется тем, что он может сплотить вокруг себя группу сторонников бета-самцов и держит их в подчинении не только и не столько с помощью физической доминации и насилия, но и демонстрацией своей лояльности к ним - занимается взаимным вылавливанием паразитов, делится добычей, чаще допускает их к самкам чем остальных самцов и т.д. При этом если группа находится в состоянии неустройства или альфа-самец злоупотребляет своим положением другие самцы могут изгнать альфу из группы или даже убить его. Т.е. лидера свергает не новый лидер, а стая в целом.
Шимпанзе способны использовать примитивные инструменты, такие как палки и камни, и даже усовершенствовать их, заостряя для охоты. Они легко усваивают новые навыки перенимая поведение высокоранговых членов группы. Будучи обученными языку жестов, шимпанзе способны употреблять слова в переносном смысле, владеют метафорами. Они могут создавать новые понятия, комбинируя известные слова, например: «зажигалка» — «бутылка-спичка». Они обладают также чувством юмора, способны испытывать радость, переживать гибель сородичей и даже горевать по смерти шимпанзе не принадлежащих к их группе. Но в то же время убийство себе подобных для них не является чем-то необычным. Кроме того, что они охотятся на более мелких обезьян как на источник пищи (но даже больше просто из азарта и развлечения, поскольку основным источником пищи являются фрукты) сообщества шимпанзе ведут самую настоящую войну между собой за территорию. И если во внутренних разборках это аккуратное соревнование за ранг, то конфликты с другими группами - целенаправленное убийство. Чаще это мелкие стычки с закидыванием другой стороны камнями, но иногда война за территорию переходить в острую фазу. В ход идут дубинки, самцы сходясь в рукопашную стараются сразу разодрать горло или гениталии противника. Причем война между группами ведется многолетняя и осмысленная, шимпанзе устраивают засады, используют обходные маневры в стычках, отрезают отступающим путь к бегству. Некоторые войны проходили до полного уничтожения всех самцов враждующей группы, если та не не покидала свою территорию. После принимались за самок - те тоже большей частью убивались или изгонялись насильно, кроме самых молодых, которых избивали а затем насильно приводили в стаю. В то же время при паритете сил послед долгих войн группы постепенно учились соблюдать границы чужой территории. При этом самцы, которые не принимают участия в боевых действиях или воюют слишком вяло не допускаются к спариванию к самками, за чем следит собственно группа лидера.
В то же время самки на самом деле спариваются с кем угодно. С альфой, с его гвардией, занимаются проституцией за подношения пищи или инструментов, с героем войны, с низкоранговым изгоем или даже со случайно подвернувшимся бродягой, которого от остальных ждут лишь тумаки пока он не покинет территорию. Порой самки стравливают несколько высокоранговых самцов и пока в группе царит суматоха из-за драки, пользуются поднявшейся шумихой, чтобы улизнуть и провести спаривание с тем, кого до неё не допускают. По сути любой проявляющий активность и готовый к спариванию самец имеет шансы. Самка не имеет желания инстинктивного спариться с более сильным или высокранговым самцом и впечатлить её могут многие самцы самым разным образом. Понятно, что вялого, больного или запуганного кандидата самка тормошить насиловать не будет.
Выбирают не самки, выбирают самцы. Но только они выбирают не самок с которыми спариваются, а кто из самцов достоин спаривания. Мнение самки в отборе не учитывается никаким образом. В целом то же касается многих других животных. Не самка выбирает лучшего, а лучший изгоняет конкурента. И даже если самка "хотела дать" конкуренту, то выбор небольшой - либо не давать никому, либо спариваться с тем, кто остался. И больше спариваний у тех, у кого к самке просто больше доступа. Доступ же определяется влиятельными самцами по принципу кто полезней для группы.
У самок в группе своя иерархия и разборки. Только ранг зависит не от воинской и охотничьей доблести, или даже от ранга самцов которых допускают к самке, а от детенышей. Самки воюют между собой за право растить детенышей. Ранг самки автоматически возрастает если она мать или "воспитательница". Возможно именно исполнение своей "женской" роли демонстрирует полезность самки группе и тем обеспечивает её ранг? Кому нужна самка-паразит не имеющая детей? За право ухаживать за детьми случаются драки. Что интересно доминирующая самка победив конкурентку порой совершает над ней имитацию полового акта, как ритуал доминирования и унижения.
И, как ни странно, у нас есть еще и альтернативный взгляд на ситуацию. Что же происходит, когда выбирают самки?
Бонобо, карликовые шимпанзе - родичи обыкновенного шимпанзе, с очень сходной генетической структурой и образом жизни, но которых феминистки часто приводят в пример, как существ у которых стоит поучиться. Обезьяны, занимающиеся любовью а не войной. Их ветвь развития отделилась от шимпанзе приблизительно 300 000 лет назад.
В группах бонобо чаще всего лидером становятся старшие самки, они определяют путь миграции группы и внутренние порядки. И хотя иногда вожаками становятся самцы, но это скорее исключение из правил. Ключевым моментом в поддержании "матриархальной доминации" является солидарность самок. Если между молодым самцом и самкой возникает конфликт, то старшие самки тут же выступают на стороне молодой, в не зависимости от предыдущих отношений и лояльности этой молодой самки к ним, наличию внутригрупповых связей и предыдущих отношений вообще. После чего самки группой организуют травлю непокорного самца до тех пор, пока он не пойдет на безоговорочную капитуляцию. В целом же конфликты как внутри группы, так и с другими группами почти отсутствуют. Любых пострадавших и обиженных коллективно утешают, а большинство ссор гасят занятиями сексом.
Секс служит как ритуал знакомства, установки социальных контактов, примирения и просто снятия стресса . Бонобо вообще занимаются сексом намного чаще, чем шимпанзе, но при этом детеныши в группе рождаются куда реже. Что также интересно - в ритуалы примирения входят и имитации полового акта или просто действия сексуального характера между особями одного пола, считайте чистый и активный гомосексуализм.
Что же плохого в такой сексуальной пацифистской матриархальной идиллии? В том, что бонобо по факту деградировавшие обыкновенные шимпанзе, чье выживание обеспечено уникальным ареалом обитания. Благодаря течению рек вокруг ареала их обитания всегда обилие пищи, отсутствуют любые угрожающие им хищники ( единственная угроза - аллигаторы у воды) нет хищников и серьезных нишевых конкурентов за пищу. Модель поведения бонобо выработалась в тепличных условиях полного изобилия и отсутствия опасностей.
Обыкновенные шимпанзе имеют ареал обитания в восемь раз больше, чем бонобо, а численность в четыре раза выше. Несмотря на превосходящих конкурентов - горилл, куда меньшее количество пищи и достаточное число хищников вроде леопардов. Возможно разница была бы еще больше, но люди активно отлавливают самок шимпанзе, чтобы разводить детенышей на продажу. И хотя бонобо также весьма умны и способны учиться, они во всем уступают шимпанзе. Объем черепной коробки у них меньше на 15%, инструменты применяются используются реже и проще, а сами обезьяны намного слабее и куда менее плотно сложены (разница в массе порой даже двукратна при одинаковом росте). При этом половой диморфизм (внешние различия между полами) у них также почти отсутствуют.
Получается в некотором роде, что используя секс, манипуляции и "бабскую солидарность" самки захватили власть. И получив возможность решать с кем им спариваться самки выбирали для этого отнюдь не тех самых альфа-лидеров сильных, умных и храбрых. А больше слабых, женоподобных, глупых и покорных, постепенно снижая сексуальный диморфизм, делая популяцию слабее и глупее. И похоже это был путь к самоуничтожению, поскольку такие популяции вымирали в конкурентной борьбе, не успев серьезно видоизмениться везде кроме этого уникально безопасного, изобильного уголка Африки. Сдается мне, что если подселить в ареал обитания бонобо несколько групп шимпанзе, то те быстро вытеснят своих деградировавших матриархальных родичей. При любой внешней угрозе матриархальное общество развалится.
Собственно исторически так и сложилось. Ни одно человеческое общество в котором право выбора и власть была у женщин не вылезло из родоплеменной стадии и все они, кроме отдаленных и изолированных были уничтожены и порабощены при столкновении с другими племенами.