Практическая мифология: спектр Анимы
Миф является для культуры тем же, чем сон для человека.
Р.А.Джонсон
Грань между мифом и реальностью довольно тонка. Была ли на самом деле Троянская война? Ну вроде как да, Шлиман и все такое. А Ахиллес убил Гектора? Пауза… А Ахиллес был сыном нимфы? Пауза…
А вот, например, жила себе девушка Леда, и был у нее муж Тиндарей, занимался с ней любовью. Потом с ней же занимался любовью Зевс в образе лебедя. В итоге Леда снесла два яйца, и которых вылупились: два мальчика, один от мужа – Кастор, один от Зевса – Поллукс (позже, когда Кастор погиб, оба они были вознесены на небо и стали созвездием Близнецов), и две девочки – Клитемнестра и Елена, которая Троянская (видимо, первая - от мужа, а Елена – от Зевса).
Так Елена Троянская, та самая, из-за которой война была, она вылупилась из яйца или нет? Пауза…
Итак, как я давно собирался, перескажу систему женских архетипов, из которых состоит Анима. Иногда под Анимой имеют ввиду душу вообще, см., например, видовой фильм ‘Anima Mundi’ («Душа мира»), но здесь будем понимать женскую, феминную сторону души. Я буду иногда использовать умышленно упрощенные аналогии, просто чтобы донести мысль. Кому интересно – могут найти дополнительные материалы по теме.
Говорить мы будем про древнегреческие мифы, но воспринимать их будем не как описания приключений сверхъестественных сущностей, а как символическое описание, язык, словарь для разговора о «типах» женского поведения, архетипах в значении «коллективно унаследованная бессознательная идея, паттерн мышления», примерно так это слово использовал К.Г.Юнг.
Система радуги, спектра женских типажей не придумана мной, а собрана по различным авторам-юнгианцам. Я не могу сказать где конкретно она была описана в таком шестикомпонентном виде, но часть точно помню у А.Гуггенбюля-Крейга, часть у Р.А.Джонсона. Во-первых, сразу замечу, что аналогия с ньютоновским разложением спектра страдает, т.к. по сути эти архетипы не могут произвольно смешиваться в повседневной жизни, а скорее похожи на передачи в автомобиле – в один момент работает только одна. О спектре можно говорить, только если взять всех женщин вообще. Во-вторых, 6 компонент, которые будут обсуждаться ниже, не являются исчерпывающим списком, но остальные представлены существенно реже, хотя для них тоже существуют соответствующие герои в греческой мифологии.
Среди этих 6 компонент нет правильных или неправильных, хоть они и представлены в разной пропорции в мире, нет хороших и плохих. Женщины могут проходить эти фазы в некоторой последовательности, могут переключаться между ними в течение дня или в течение жизни. Но у каждой из компонент есть «светлая» и «темная» стороны, которые переходят друг в друга без четкой границы. Одни и те же качества и черты, проявляемые сильнее или слабее, могут давать совершенно противоположные результаты. Недостатки – продолжение достоинств, а достоинства – продолжение недостатков.
Все эти паттерны поведения вы встречали по жизни. Но, еще раз – и у мужчин, и у женщин присутствуют как мужские компоненты, так и женские. Если вы вообще видите некий компонент в людях – значит в вас он тоже присутствует, чего в вас нет или не развито, того увидеть нельзя. Если вы видите паттерн, и он вам нравится – значит, эта часть души у вас развита и вами признается. Если видите, но вызывает отторжение, протест – значит, она у вас есть, но вами в себе не признается, не принимается. Почему эти паттерны именно такие – тайна сия велика есть.
1. Компонента, которая знакома абсолютно всем на этом сайте – Гера (римск. Юнона), одним словом – «жена», царица Олимпа. Изображается с символами царской власти – короной, скипетром, это жена Зевса. Брак у Зевса и Геры, мягко говоря, очень проблемный. Но Гера любит власть, несмотря на неверность супруга. Пережила насилие, детей заводит без секса. Иногда занимает у Афродиты ее магический пояс, который делает ее неотразимой для мужа, под это дело выпрашивает у него фаворы.
Светлые аспекты: лидерство, лояльная жена, королева, правительница, компаньон, эмоциональная и практическая поддержка супруга.
Темные аспекты: мстительная, тщеславная, ревнивая, карает и любовниц и их детей, надменная, контролирующая, агрессивная, предающая, подрывающая доверие, растворяющаяся в муже.
В честь Геры были специальные «женские олимпийские игры» - герайи. Вы все не раз видели процедуру зажжения олимпийского огня на стадионе. А откуда берется огонь, интересовались? Есть любопытнейший ритуал, который проводится в наше время – не 2500 лет назад – и именно в храме Геры. Большинство болельщиков и любителей спорта не представляют себе религиозной и символической составляющей игр.
2. Деметра (римск. Церера), одним словом – «мать», БЖ Зевса. Изображается с колосьями и факелом (из-за истории с поисками дочери - Персефоны).
Светлые аспекты: материнство, забота, фертильность, рост, урожай, эмпатия, спасительница.
Темные аспекты: депрессия, жизнь через ребенка, абьюз, оставление, удушение объятиями, чрезмерная забота и защита, требование благодарности, поддерживает беспомощное состояние.
Темная сторона Деметры в чем-то сходна с персонажем Бабы Яги.
3. Афина (римск. Минерва), одним словом - «учитель». Изображается в доспехах и с оружием (оружие не ее, а Зевса). Афина это дева, и именно ее статуя на носу Арго, т.е. послание аргонавтов встречающимся – «мы не воевать, а для взаимовыгоды». Часто помогает героям в их делах.
Светлые аспекты: мудрость, стратегия, дипломатия, посредничество, защита прав, физическая сила, науки и ремесла.
Темные аспекты: победа любой ценой, неэтичность, манипуляция с личными целями, индоктринация в негативные идеи, не позволяет себя превосходить ни в чем.
Наверное, самое известное – когда Афина приняла форму престарелого мужчины Ментора, и помогла сыну Одиссея Телемаху занять законное место. Отсюда и происходит слово «ментор».
4. Артемида (римск. Диана), одним словом - «девственница». Изображается с луком и колчаном. Это не просто дева, а такая, которая убивает мужчин даже за то, что они увидели ее обнаженной. Единственное исключение – родной брат Аполлон. Безбрачие. Покровительница охоты и природы.
Светлые аспекты: юность, независимость, вольный дух, смелость, уверенность, физическая форма.
Темные аспекты: мстительность, импульсивность, равнодушие, абьюз животных и среды, боязнь сексуальности, отвращение к ней.
«Когда взойдут ростки, кинь камень в самую середину» (С) Медея. На этом месте я брошу камень в кое-чей огород из зубов дракона. Некто, на основании того, что Артемида отвечает за одну из трех фаз Луны, заявляет на полном серьезе, что Артемида означает среднюю фазу в жизни женщины – 30-45 (!) лет, - развитые мышцы, эмоциональную зрелость и пик либидо (!). Посмотрите еще раз на п. 4 – это похоже на описание персонажа? Вот и я тоже так думаю. А почему именно лунный цикл имеет прямое отношение к вечной девственнице - нужно пояснить или сами догадаетесь?
А вот как раз Гера символизирует все 3 фазы в жизни женщины, в своих разных аспектах. И эти аспекты были прямо отражены в герайях.
Бывает ли Артемида 45 лет? Бывает, только очень-очень редко. Певица Enya, в миру Eithne Pádraigín Ní Bhraonáin, в свое время сделала выбор в пользу девственности и безбрачия (по причинам мистического характера, не потому что «все козлы», не потому что «приставали в колледже»), живет в замке и пишет неземную музыку. Отличительная черта – трансовое, почти наркотическое упоение природой (не во всех песнях, но очень во многих). Время от времени в замок пробираются чокнутые фанаты. Я бы не удивился, если бы такого фаната нашли в саду с золотой стрелой в сердце, а анализ показал бы, что золото такой чистоты нельзя сделать при современном уровне технологий.
Была у меня знакомая-«пацан в юбке» в школе, которая среди прочего победила всех пацанов на чемпионате по стрельбе – вот это Артемида (была). Среди аргонавтов была одна такая – Аталанта, тоже посвятила себя Артемиде. Говорила, что выйдет только за того, кто перегонит ее. Кончилось все плохо.
5. Афродита (римск. Венера), одним словом – «любовница». Изображается красивой и (полу)обнаженной. Она появилась не из пены, а из того, что Зевс отрезал своему отцу и бросил в море. Красива, неотразима. Афродита замужем за хромым технарем Гефестом, но любовников достаточно. Эрос – ее внебрачный сын.
Светлые аспекты: любовь, красота, чувства, преданность.
Темные аспекты: горечь по ушедшей красоте, непринятие старения, опасные соблазнения, тщеславие, плохой характер, ревность, измены, одержимость.
Так вот, помогла Афродита Гиппомену перегнать Аталанту, те поженились и в постель, а жертвоприношение Афродите не принесли. Та осерчала и превратила их обоих во львов, и теперь они возят ее колесницу. Вообще странно, что Аталанту Артемида не убила, это было в ее духе. Нарциссу тоже от Афродиты досталось.
6. Персефона (римск. Прозерпина), одним словом – «мистика». Изображается с факелом и гранатом, памятуя об истории ее брака с Аидом, царем подземного мира. Бездетна.
Светлые аспекты: весна, перерождение, компромисс, подстройка, невинный ребенок, магия, детская интуиция и фантазии.
Темные аспекты: зацикленность на себе и своих целях, в тисках матери, не может быть независимой, эгоистичный ребенок, не думает о других.
Примеры паттернов, которые можно было еще рассмотреть, но не стал: Гестия (монашка), Геката (колдунья), нимфа (младшая среди сверхсуществ).
Примеры «спектрального анализа».
Психотерапевт: явно присутствуют элементы Афины и Персефоны, но Персефоны больше, т.к. принципиально не дает советов, может погружаться в подсознание.
Школьная учительница: Афина в темном аспекте (бывает и в светлом, но редко).
Джуди из «Зверополиса»: попеременно Афина, в т.ч. темная, и Артемида.
Клэр из «Карточного домика»: Гера, Афродита, Афина, все попеременно светлое и темное.
Мери из «Адвоката дьявола»: Гера, сначала в светлом аспекте и с поясом Афродиты, потом в темном, потом травма по Деметре, ближе к смерти – Персефона.
Музыкальные примеры соответственно номерам:
1. Madonna, ‘I'd Be Surprisingly Good For You’ (из «Эвиты»; там шикарная сцена потом – изгнание нимфы)
2. Sinead O'Connor, ‘My Darling Child’
3. Maria Callas, ‘Casta Diva’ (1я половина, где молитва)
4. Enya, ‘Aniron’
5. Mylène Farmer, ‘L'amour n'est rien’
6. Chrysta Bell, ‘This Train’
В чем главный практический эффект от такого анализа? Он позволяет сравнительно просто ответить на вопросы «кто она мне?», «кто она ему?», «кто мне нужен?» А когда ответили «кто», сравнительно легко понять что ей нравится, что не нравится, какие у нее мотивы и чего от нее можно ждать при хорошем и плохом развитии событий. Например, та же анкета на СЗ или свидание раскладывается на раз-два.
А теперь выпьем по кружке чаю за полный спектр.
Продолжение следует – поговорим про мужскую часть. Она гораздо шире Марса.