Брак, который мы потеряли...
Новичок, начни здесь!
Давайте рассмотрим важнейшие, принципиальные различия между дореволюционными семейными законами и ныне действующим Семейным кодексом и постараемся выяснить пагубное влияние изменения семейных законов на состояние брачных отношений. Сразу предупрежу, что тема дореволюционного брачного и семейного законодательства очень обширна и интересна; следующий ниже сравнительный обзор не претендует на полноту изложения существовавших брачных и семейных устоев и законов, а служит лишь для демонстрации, в сущности, антисемейного характера действующих в настоящее время Семейного кодекса РФ и правоприменительной практики.
Согласно ст. 103, т. X супруги обязались жить вместе, эта статья предписывала супруге следовать за мужем: «2) при переселении, при поступлении на службу, или при иной перемене постоянного жительства мужа, жена должна следовать за ним».
Сравните со следующим: «Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан." (ст. 7 СК РФ) и со ст. 31 СК: «Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства». Итак, по существующему Семейному кодексу жена вовсе не обязана следовать за мужем и проживать вместе с ним.
«У мелких созданий, которые всю жизнь проводят в том, что примеряют кашемировые шали и становятся вешалками для модных товаров, не встретить готовности к самопожертвованию, они требуют его от других, — в любви они жаждут властвовать, а не покорствовать. Истинная супруга, супруга по призванию, покорно следует за тем, в ком полагает она свою жизнь, силу, славу, счастье».
Оноре де Бальзак, "Шагреневая кожа"
В брак до революции можно было вступать не более 3 раз. (статья 21, том X). Таким образом, люди, которые уже неоднократно проявили на практике неспособность к семейной жизни, лишались возможности жениться или выходить замуж.
"Выйду замуж на период кризиса. Ем мало, говорю тихо, голова не болит." (из современных брачных объявлений)
Имущество супругов было РАЗДЕЛЬНЫМ, каждый из супругов мог иметь и приобретать отдельную собственность. (X, ст.109)
Приданное жены официально везде, за исключением Черниговской и Полтавской губерний, признавалось отдельной собственностью жены, хотя на практике чаще всего это имущество добровольно передавалось под управлением мужа.
Супруги могли брать кредит друг у друга (X, ст. 117), передавать свое имущество друг другу (X, ст.116), однако, чтобы распоряжаться имуществом другого супруга, надо было иметь особый акт, удостоверяющий право делать это (X, ст.115).
А вот современный Семейный кодекс жестко предписывает супругам режим совместной собственности, который на практике не может быть изменен даже даже по обоюдному желанию при помощи специального брачного договора. (Об этом я рассказал в статье «Почему в России не работает брачный договор»)
Таким образом, до революции на уровне законодательства исключалась возможность обмана и послеразводного обогащения одного супруга за счет другого.
Современный принудительный режим совместной собственности, вероятно, разумный в советское время, сейчас зачастую служит нечистоплотным мотивом к браку с последующим разводом.
Сам развод, согласно дореволюционному законодательству, допускался только в трех случаях:
доказанное прелюбодеяние одного из супругов или его "неспособность к брачному сожитию" (X, ст.45, 47–49), последнее обстоятельство принимается во внимание не ранее 3 лет с момента заключения брака;
лишение одного из супругов всех прав состояния и его ссылка в Сибирь (X, ст. 45, 50, 52, 53);
безвестное отсутствие одного из супругов дольше 5 лет (X, ст. 45, 54, 56).
ДЕТИ
В случае признания брака недействительным в следствии недобросовестности и нечестности одной из сторон, дети оставлялись со вторым родителем. (X, ст. 131, п. 2)
Для сравнения с современным положением дел: после развода суды присуждают проживание ребенка с матерью в 98% случаев, нравственные качества матери при этом во внимание не принимаются за исключением случаев явной невменяемости, доказанного алкоголизма и наркомании. Таким образом, женщина, уличенная в супружеской неверности практически уверена: дети после развода останутся с ней, а, как следствие, и бесконтрольные в расходовании алименты.
Возвратимся к Своду законов Российской империи.
В случае отсутствия соглашения между родителями о порядке проживания несовершеннолетних детей, решение выносится опекунским постановлением. (X, ст. 131, п. 2)
Детьми внебрачными считались дети, рожденные вне брака, от прелюбодеяния (супружеской измены), рожденные после смерти мужа, если от момента смерти до рождения ребенка прошло более 306 дней, рожденные после расторжения брака, если с момента расторжения прошло более 306 дней (X, ст. 132, 135)
Внебрачные дети, что очень важно, не имели права наследования имущества отца (X, ст. 132, п. 12).
Внебрачные дети узаконивались браком родителей и получали все причитающиеся права детей, рожденных в законном браке.
Отец внебрачного ребенка обязан оказывать материальную помощь ребенку, а, в случае нетрудоспособности матери по причине ухода за ребенком, и матери ребенка.
Сумма материальной помощи может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от изменившихся обстоятельств (X, ст. 132, п. 8).
А вот очень важные отличия от действующего ныне Семейного кодекса:
периодическая помощь отца может быть заменена единовременной выплатой с применением специальных мер по контролю целевого расходования средств (X, ст. 132, п. 9)
отец, оказывающий материальную помощь ребенку, имеет право НАДЗОРА за воспитанием и содержанием ребенка, при этом спорные моменты между родителями в воспитании и содержании решались специальным опекунским постановлением (X, ст. 132, п. 10)
при назначении суммы содержания, причитающейся с отца, принимается во внимание имущественное положение матери; мать в равной степени обязана содержать ребенка в соответствии с собственным имущественным положением (X, ст. 132, п. 4)
Напомню, что по действующему СК родитель, выплачивающий алименты, не имеет права контроля над расходованием алиментных средств; размер алиментов устанавливается судом либо в виде процента с доходов, либо в фиксированной сумме ежемесячной помощи, при этом материальное положение родителя, с которым проживает ребенок, в рассмотрение не берется.
Сейчас очень много говорят о причинах смерти семьи, очень часто таковой называют «крайний эгоизм мужчин и женщин, вступающих в брак». Но это лишь следствие, симптом, но никак не причина. Собственно, брак никогда и не был основан на альтруизме, он изначально был выгоден обоим супругам, служил прочным фундаментом для рождения и воспитания детей. Этим и объяснялась его прочность, устойчивость. Брак был основан на естественной биологической мотивации мужчин и женщин, тяге к продолжению и сохранению рода. Существовавшие ранее законы, в отличии от законов современных, отражали интересы укрепления института семьи и нравственные установки общества.
Настоящая причина разрушения семьи кроется в изначальной неверной мотивации к официальному браку, прежде всего, женщин. А мотивация эта, в свою очередь, определяется существующими ныне законами и законоприменительной практикой.
Давайте рассмотрим важнейшие, принципиальные различия между дореволюционными семейными законами и ныне действующим Семейным кодексом и постараемся выяснить пагубное влияние изменения семейных законов на состояние брачных отношений. Сразу предупрежу, что тема дореволюционного брачного и семейного законодательства очень обширна и интересна; следующий ниже сравнительный обзор не претендует на полноту изложения существовавших брачных и семейных устоев и законов, а служит лишь для демонстрации, в сущности, антисемейного характера действующих в настоящее время Семейного кодекса РФ и правоприменительной практики.
Согласно ст. 103, т. X супруги обязались жить вместе, эта статья предписывала супруге следовать за мужем: «2) при переселении, при поступлении на службу, или при иной перемене постоянного жительства мужа, жена должна следовать за ним».
Сравните со следующим: «Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан." (ст. 7 СК РФ) и со ст. 31 СК: «Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства». Итак, по существующему Семейному кодексу жена вовсе не обязана следовать за мужем и проживать вместе с ним.
«У мелких созданий, которые всю жизнь проводят в том, что примеряют кашемировые шали и становятся вешалками для модных товаров, не встретить готовности к самопожертвованию, они требуют его от других, — в любви они жаждут властвовать, а не покорствовать. Истинная супруга, супруга по призванию, покорно следует за тем, в ком полагает она свою жизнь, силу, славу, счастье».
Оноре де Бальзак, "Шагреневая кожа"
В брак до революции можно было вступать не более 3 раз. (статья 21, том X). Таким образом, люди, которые уже неоднократно проявили на практике неспособность к семейной жизни, лишались возможности жениться или выходить замуж.
"Выйду замуж на период кризиса. Ем мало, говорю тихо, голова не болит." (из современных брачных объявлений)
Имущество супругов было РАЗДЕЛЬНЫМ, каждый из супругов мог иметь и приобретать отдельную собственность. (X, ст.109)
Приданное жены официально везде, за исключением Черниговской и Полтавской губерний, признавалось отдельной собственностью жены, хотя на практике чаще всего это имущество добровольно передавалось под управлением мужа.
Супруги могли брать кредит друг у друга (X, ст. 117), передавать свое имущество друг другу (X, ст.116), однако, чтобы распоряжаться имуществом другого супруга, надо было иметь особый акт, удостоверяющий право делать это (X, ст.115).
А вот современный Семейный кодекс жестко предписывает супругам режим совместной собственности, который на практике не может быть изменен даже даже по обоюдному желанию при помощи специального брачного договора. (Об этом я рассказал в статье «Почему в России не работает брачный договор»)
Таким образом, до революции на уровне законодательства исключалась возможность обмана и послеразводного обогащения одного супруга за счет другого.
Современный принудительный режим совместной собственности, вероятно, разумный в советское время, сейчас зачастую служит нечистоплотным мотивом к браку с последующим разводом.
Сам развод, согласно дореволюционному законодательству, допускался только в трех случаях:
доказанное прелюбодеяние одного из супругов или его "неспособность к брачному сожитию" (X, ст.45, 47–49), последнее обстоятельство принимается во внимание не ранее 3 лет с момента заключения брака;
лишение одного из супругов всех прав состояния и его ссылка в Сибирь (X, ст. 45, 50, 52, 53);
безвестное отсутствие одного из супругов дольше 5 лет (X, ст. 45, 54, 56).
ДЕТИ
В случае признания брака недействительным в следствии недобросовестности и нечестности одной из сторон, дети оставлялись со вторым родителем. (X, ст. 131, п. 2)
Для сравнения с современным положением дел: после развода суды присуждают проживание ребенка с матерью в 98% случаев, нравственные качества матери при этом во внимание не принимаются за исключением случаев явной невменяемости, доказанного алкоголизма и наркомании. Таким образом, женщина, уличенная в супружеской неверности практически уверена: дети после развода останутся с ней, а, как следствие, и бесконтрольные в расходовании алименты.
Возвратимся к Своду законов Российской империи.
В случае отсутствия соглашения между родителями о порядке проживания несовершеннолетних детей, решение выносится опекунским постановлением. (X, ст. 131, п. 2)
Детьми внебрачными считались дети, рожденные вне брака, от прелюбодеяния (супружеской измены), рожденные после смерти мужа, если от момента смерти до рождения ребенка прошло более 306 дней, рожденные после расторжения брака, если с момента расторжения прошло более 306 дней (X, ст. 132, 135)
Внебрачные дети, что очень важно, не имели права наследования имущества отца (X, ст. 132, п. 12).
Внебрачные дети узаконивались браком родителей и получали все причитающиеся права детей, рожденных в законном браке.
Отец внебрачного ребенка обязан оказывать материальную помощь ребенку, а, в случае нетрудоспособности матери по причине ухода за ребенком, и матери ребенка.
Сумма материальной помощи может увеличиваться и уменьшаться в зависимости от изменившихся обстоятельств (X, ст. 132, п. 8).
А вот очень важные отличия от действующего ныне Семейного кодекса:
периодическая помощь отца может быть заменена единовременной выплатой с применением специальных мер по контролю целевого расходования средств (X, ст. 132, п. 9)
отец, оказывающий материальную помощь ребенку, имеет право НАДЗОРА за воспитанием и содержанием ребенка, при этом спорные моменты между родителями в воспитании и содержании решались специальным опекунским постановлением (X, ст. 132, п. 10)
при назначении суммы содержания, причитающейся с отца, принимается во внимание имущественное положение матери; мать в равной степени обязана содержать ребенка в соответствии с собственным имущественным положением (X, ст. 132, п. 4)
Напомню, что по действующему СК родитель, выплачивающий алименты, не имеет права контроля над расходованием алиментных средств; размер алиментов устанавливается судом либо в виде процента с доходов, либо в фиксированной сумме ежемесячной помощи, при этом материальное положение родителя, с которым проживает ребенок, в рассмотрение не берется.
Сейчас очень много говорят о причинах смерти семьи, очень часто таковой называют «крайний эгоизм мужчин и женщин, вступающих в брак». Но это лишь следствие, симптом, но никак не причина. Собственно, брак никогда и не был основан на альтруизме, он изначально был выгоден обоим супругам, служил прочным фундаментом для рождения и воспитания детей. Этим и объяснялась его прочность, устойчивость. Брак был основан на естественной биологической мотивации мужчин и женщин, тяге к продолжению и сохранению рода. Существовавшие ранее законы, в отличии от законов современных, отражали интересы укрепления института семьи и нравственные установки общества.
Настоящая причина разрушения семьи кроется в изначальной неверной мотивации к официальному браку, прежде всего, женщин. А мотивация эта, в свою очередь, определяется существующими ныне законами и законоприменительной практикой.