«От рассвета до заката»
Книга «От рассвета до заката» (дополненный и переработанный вариант). Как женщины угомонили Римскую империю. Описывается развитие римской цивилизации на протяжении 1200 лет. Особенно полезна тем, кто пропускал в школе уроки истории.
Содержание:
План Даллеса для Римской империи
Город на Палатинском холме (Septimontium)
Римская республика
Что такое римский брак и как с ним бороться?
Завоевание Востока
Цензор Марк Порций Катон и женщины
Отрывок из данной главы:
«Тит Ливий подробно описывает знаменитый спор о женских украшениях, происходивший в 195 году до н.э.
Предыстория спора такова. В 215 году до н.э., в разгар II Пунической войны, в Риме был принят Оппианов закон, названный так в честь трибуна Оппия. Закон запрещал женщинам иметь больше полуунции золотых украшений, носить дорогие цветные платья и ездить в парных экипажах. Четырнадцать лет спустя война окончилась, но прошло еще шесть лет, прежде чем в 195 году до н.э. возникли попытки отменить Оппианов закон. Консерваторы были против отмены закона, и дебаты затянулись на много дней. Казалось, что попытки изменить законодательство обречены на провал, но тут вмешался женский фактор, столь неуловимый ранее в истории Рима. «Ни авторитет, ни скромность, ни приказы мужей не могли удержать замужних женщин дома. Они наводнили улицы Рима и подступы к форуму. Каждый день толпы женщин росли, потому что женщины приезжали в Город даже из провинций». (Тит Ливий «История Рима»). Когда женщины напали на двух трибунов, наиболее резко настроенных против отмены закона, это было уже чересчур!
«Я покраснел от стыда, - гневно восклицает в сенате Катон, - несколько минут назад пробивая себе дорогу через толпы женщин, чтобы добраться сюда! Если женщина хочет о чем-то заявить, ей следовало сделать это в домашней обстановке, обращаясь к своему мужу. Женщины неуправляемы, нельзя вручать им поводья и ожидать, что они не перевернут колесницу. Они хотят полной свободы или, прямо говоря, полноправия!»
Далее Тит Ливий пересказывает пространную речь Катона по этому поводу.
«Если восторжествуют они сейчас, - говорит Катон (в то время консул), - то на что они покусятся после? Посмотрите законы! Ими наши предки старались обуздать своеволие женщин и подчинить их мужьям, а вам все равно едва удается удержать их в повиновении, даже связанных такими узами! Если вы будете уступать им одно право за другим, так что, в конце концов, они сравняются с мужчинами, неужели вы думаете, что мы сможем терпеть их? Едва станут они вровень с вами, как тотчас окажутся выше вас!»
«Если одной не дозволено то, что дозволено другой, - продолжает Катон, обращаясь к женщинам, - может и в самом деле есть повод испытать унижение и гнев, но если все вы будете выглядеть одинаково, то какая же из вас может опасаться, что на нее не так посмотрят? Стыдно казаться скупой или нищей, но ведь закон избавляет вас и от того и от другого - он запрещает иметь, чего у вас и так нет. «Вот как раз с таким равенством я и не желаю мириться, - скажет богачка. - Почему мне не позволяют привлечь к себе взоры обилием золота и пурпура? Почему бедности разрешено прятаться под сенью закона и многие делают вид, будто имеют то, чего на самом деле у них нет? Ведь если бы не закон, все увидели бы их нищету!» Неужели хотите вы, квириты, чтобы женщины похвалялись одна перед другой роскошью? Чтобы богачки старались добыть украшения, недоступные другим? А те, что победнее, выбивались бы из сил, чтобы не подвергнуться презрению за свою бедность? И, конечно, как только женщины станут стыдиться того, что вовсе не стыдно, они перестанут стыдиться того, чего нужно стыдиться на самом деле! Если средства женщины позволят ей, она купит то, что захочет, а если у нее не будет денег, она пойдет за ними к мужу. Достоин жалости бедный муж, даст ли он ей денег или нет. Ибо, если у него не найдется денег, они найдутся у другого мужчины».
Однако трибун Валерий не разделял таких пессимистических представлений о будущем брачных отношений в Риме. Катон говорит, что если закон отменят, мужчина не сможет управлять своей женой. «Ничего подобного, - отвечает Валерий, - пока муж женщины жив, она никогда не захочет потерять свою зависимость от него. Та свобода, которую они обретают, когда умирают их родители или когда они остаются вдовами, - это то, чего они больше всего на свете хотели бы избежать. Все, чего хотят женщины, это справедливости! Пусть они не расстраиваются по пустякам! Изящество, украшения и красота - это достоинства, которыми награждена женщина!»
Катон предостерегает: «Вы не раз слышали от меня сетования на расточительность женщин, на расточительность мужчин, не только простых граждан, а даже должностных лиц. Два порока враждебных один другому - скаредность и расточительность, подтачивают наше государство. Они, как чума, сгубили великие державы. Чем лучше и отраднее складывается судьба нашего государства, чем шире оно раздвигает свои пределы, а ведь мы уже в Греции и в Азии входим в обильные, полные соблазнов края, овладеваем сокровищами царей, тем страшнее мне становится! Может статься, что не богатства эти начнут служить нам, а мы станем прислуживать богатству!»
Не знаю, что было неприятнее выслушивать женщинам: откровенные нападки Катона или снисходительный тон выступлений Валерия? Катон проиграл: закон Оппия был отменен.
Двести лет спустя, историк Валерий Максим заметит, что мужчины, отменившие этот закон «не имели представления о степени расточительности, до которой доведет неудержимая женская страсть к новым модам, и о крайностях, до которых дойдет их бесстыдство после того, как однажды им удалось попрать законы».
Юлий Цезарь и мировое господство
Мартовские иды 709 года AUS (литературная интермедия)
Клеопатра и Антоний
Отрывок из данной главы:
«Что делает женщина, стараясь произвести впечатление на понравившегося ей мужчину? Правильно - покупает соответствующие обольстительные наряды. Так же поступает и Клеопатра. Как пишет Плутарх: «Приготовив щедрые дары, взяв много денег, роскошные наряды и украшения, Клеопатра отправилась в путь». Поскольку в ее распоряжении находились ресурсы целой страны, Клеопатра, для того, чтобы произвести соответствующее впечатление, строит огромное, роскошное судно. «Ладья с вызолоченной кормой, пурпурными парусами и посеребренными веслами, которые двигались под напев флейты, сочетавшийся со свистом свирелей и бряцанием кифар, двигалась вверх по реке. Царица покоилась под расшитой золотом сенью в уборе Афродиты, какой изображают ее живописцы. По обе стороны стояли мальчики с опахалами - будто эроты на картинах. Подобным образом, красивые рабыни были одеты нереидами и харитами и стояли, кто у кормовых весел, кто у канатов. Дивные благовония восходили из бесчисленных курильниц и растекались по берегам. Всюду разнеслась молва, что Афродита шествует к Дионису». (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).
Надо сказать, что план Клеопатры удался вполне. В народе в таких случаях говорят: «Они нашли друг друга!» Счастливые влюбленные едут в столицу Египта - Александрию, где проводят время в пирах и увеселениях. О размахе чревоугодий свидетельствует Плутарх: «Врач Филот, родом из Амфисии, рассказывал моему деду Лампирию, что как раз в ту пору он изучал медицину в Александрии и познакомился с одним из поваров царицы, который уговорил его посмотреть, с какой роскошью готовится у них обед. Его привели на кухню, где среди прочего изобилия он увидел восемь кабанов, которых жарили разом, и удивился многолюдности предстоящего пира. Его знакомец засмеялся и ответил: «Гостей будет немного, человек двенадцать, но каждое блюдо надо подавать в тот миг, когда оно вкуснее всего, а пропустить этот миг проще простого. Ведь Антоний может потребовать обед и сразу, а случается, и захочет его прервать. Выходит, - закончил повар, - готовится не один, а много обедов, потому что время никак не угадаешь!»
Плутарх продолжает: «Клеопатра не отпускала Антония ни днем, ни ночью, крепче и крепче приковывая к себе римлянина. Вместе с ним она играла в кости, вместе пила, вместе охотилась, бывала в числе зрителей, когда он упражнялся с оружием. По ночам, когда Антоний в одежде раба бродил и слонялся по городу, останавливаясь у дверей и окон домов и осыпая своими обычными шутками хозяев, Клеопатра была с ним рядом, одетая ему под стать. Нередко он и сам слышал в ответ злые насмешки и даже возвращался домой помятый кулаками александрийцев, хотя большинство и не догадывалось с кем имеет дело. Тем не менее, шутовство Антония было по душе горожанам. Они с охотою и со вкусом участвовали в этой игре и говорили, что для римлян он надевает трагическую маску, для них же – комическую».
Клеопатра рожает Антонию мальчика и девочку. Мальчика назвали Александром, девочку - Клеопатрой. Антоний и египетская царица стали появляться народу в образе божеств - Диониса и Исиды. При этом сын изображал Гелиоса (Солнца), а дочь - Селену (Луну). Все вельможи были обязаны волей-неволей участвовать в этом представлении, а простой народ - приносить дары и жертвы.
Для большой и красивой любви не стало препятствием и то, что Антоний состоял в законном браке. А женой его была не кто-либо, а Октавия - сестра триумвира Октавиана.
Отношения Клеопатры и Антония вступают в новую фазу. Свидетельствует Плутарх: «Когда Антоний входит, глаза ее загораются. Он выходит - взор царицы темнеет, затуманивается. Клеопатра прилагает все усилия к тому, чтобы он почаще видел ее плачущей. Но тут же она утирает и прячет свои слезы, словно бы желая скрыть их от Антония».
Я уже упоминал об отмеченной Плутархом «редкой убедительности речей» Клеопатры. На месте историка слово «редкой» я бы заменил на слово «гипнотической»: Клеопатре удалось убедить Антония подарить ей римские владения, находившиеся под его управлением.
«Наполнивши толпою гимнасий и водрузив на серебряном возвышении два золотых трона для себя и Клеопатры, и другие, попроще и пониже, для сыновей, он прежде всего объявил Клеопатру царицей Египта, Кипра, Африки и Келесерии при соправительстве Цезариона, считавшегося сыном Цезаря, который, как говорили, оставил Клеопатру беременной. Затем сыновей, которых Клеопатра родила от него, он провозгласил царями царей, и Александру назначили Армению, Мидию и Парфию (как только эта страна будет завоевана), а Птолемею - Финикию, Сирию и Киликию. Александра Антоний вывел в полном мидийском уборе, с тиарою и прямою китарой, Птолемея - в сапогах, македонском плаще и украшенной диадемой кавсии. Это был наряд преемников Александра, а тот первый - царей Мидии и Армении. Мальчики приветствовали родителей. И одного окружили телохранители - армяне, другого - македоняне. Клеопатра в тот день, как всегда, когда появлялась на людях, была в священном одеянии Исиды. Она и звала себя новой Исидой». (Плутарх «Сравнительные жизнеописания»).
Октавиан и начало принципата
Как овладеть эмансипированной женщиной
Тиберий и Иисус
Калигула и Клавдий
Хлеба и зрелищ!
Нерон
Рим при свете красных фонарей
От Гальбы до Домициана
От Нервы до Диоклетиана
О банях, свинцовом водопроводе, христианстве и варварах
Конец Римской империи
От Ромула до наших дней
Контуры грядущего
В последней главе я делаю прогноз для белой расы, как наследнице идей римской цивилизации.
Книга высылается бесплатно, но только тем, кто сделает пожертвование на нужды МД в размере от 250 рублей.
Как переводить деньги?
Заходите в салон, где продают телефоны, подходите к терминалу, нажимаете «Электронная коммерция», нажимаете «Яндекс-деньги». Переводите от 250 рублей на счёт Яндекс-деньги № 41001864393740. Чек сохраняете, запоминаете время трансакции. Пишите мне о переводе денег с указанием времени по адресу site-leo@narod.ru Я высылаю в ваш адрес книгу в формате doc. Деньги так же можно перевести на карту Master Card Билайна: 5370 0413 5835 8583 или карту Сбербанка: 6390 0213 9036 9280 33
Если что то неясно или не получается, то пишите мне на электронную почту, дам альтернативный способ перевода денег.
Александр Лео