КОМИ-ПЕРМЯК СТАЛ НАСТАВНИКОМ БУДДИСТОВ И ОСНОВАЛ МОНАСТЫРЬ
...
Посмотреть изображение в оригинале...
За 400 км от Кудымкара на горе Качканар в Свердловской области Михаил Санников учит людей буддизму. Двадцать лет назад там, на высоте 800 метров, он начал строить буддистский монастырь, и теперь к нему со всего мира стекаются десятки паломников.
История буддистского монастыря на горе Качканар начинается в 1995 году, когда сюда пришел лама Тензин Докшит, по паспорту - Михаил Васильевич Санников. Место на карте ему указал его бурятский наставник, бывший настоятель Иволгинского дацана Пема Джанга. В Качканаре рассказывают мистические истории, что на месте будущего монастыря Михаил нашел громадные камни, напоминающие по форме ключи. «Это были ключи от горы», - гласит легенда. Сам Михаил говорит, что камни, похожие на ключи, и правда нашел, но мистического значения он этому не придает.
- Я не выбирал – мне пальцем ткнули в место на карте, я приехал и начал строить монастырь, - рассказывает порталу E1.ru лама. - У меня, конечно, было желание остаться в Монголии, но потом поговорили, посовещались и решили, что должен быть там, где родился. Я из Коми-Пермяцкого округа – отсюда по прямой около 400 километров, а по дорогам – 600 километров.
Изучать буддизм Михаил начал после службы в Афганистане, где провел несколько лет. «Ничего серьезного: два пулевых ранения, два ножевых», - цитирует его слова интернет-газета ZNAK.com, журналисты которой побывали в гостях у ламы в начале февраля 2016 года. Но в более ранних публикациях о Михаиле Санникове рассказывается, что именно произошедшее в Афганистане подтолкнуло его в буддизм.
Однажды, во время очередной операции, он увидел в прицел снайперской винтовки лошадь, которая везла на себе тюки с душманским оружием и плакала. Он отказался стрелять по ней, за что его чуть не объявили военным преступником. После этого он вернулся домой. Первое время работал в одном из пермских моргов санитаром и помощником патологоанатома. Потом экстерном выучился в Нижнетагильском художественном училище. После немного проработал коком на Камском речном флоте. А в 1989-1991 годы прошел учебу в Иволгинском дацане.
Живут, медитируют, читают мантры
Место, где находится монастырь Михаила Санникова, труднодоступно. Дорога пешком занимает не меньше трех часов. Один из путей к вершине горы ведет через проходную Качканарского горно-обогатительного комбината, сотрудники которого ежедневно добывают неподалеку руду. Без пропуска сотрудника ГОКа проход здесь запрещен, но это один из самых удобных путей, поэтому люди, как правило, обходят проходную лесом, не обращая внимания на ограничения. Другой вариант зимой - отправиться на снегоходе. Это гораздо быстрее. Можно управиться минут за 30-40, если не останавливаться.
Ежегодно буддистский монастырь в Качканаре посещает около трех тысяч человек. Помимо последователей буддизма, есть и обычные туристы. Двери открыты для всех. Каждому, кто заходит, предлагают обед. Кто-то остается тут на годы и занимается строительством буддистского комплекса вместе с ламой. Кто-то живет на горе пару месяцев, а затем возвращается в город. Тут нет ограничений ни по полу, ни по возрасту. Люди живут в небольших комнатках, медитируют, читают мантры, изучают иностранные языки.
Местной качканарской газете Михаил Санников однажды сказал, что его монастырь - это, в первую очередь, образовательный центр, а не место для отшельников.
- Мы не религиозные люди, - цитирует ламу интернет-газета ZNAK.com. - Буддизм - это не религия. Это образ жизни, образ мысли, мировосприятия, мировоззрения. <...> В буддизме нет священного писания, в буддизме нет Бога. В буддизме нет поклоняющихся, мы никому не молимся. Буддизм - это учение об уме. Если мы сможем понять, как мы устроены, как мы думаем, выучить что-то другое не составит вообще никакого труда.
Смысл буддизма, считает Михаил, можно объяснить в двух словах - быть счастливым. А заключается буддизм в четырех благородных истинах. Первая - жизнь есть страдание, и с этим ничего не поделать. Вторая истина – у каждого страдания есть причина. Третья истина говорит о том, что причина может быть устранена. Четвертая же – путь устранения причин – страдания.
- Я пришел к мысли о буддизме в четыре с половиной года, - рассказывает лама. - Самое забавное, я и сам забыл об этом. Мне недавно рассказали бабушки из моей родной деревни в Коми-Пермяцком округе, как я в четыре с половиной года ходил с большим барабаном по улицам, долбил в него и орал: «Я приведу вас всех к пробуждению!» Когда я это услышал, у меня самого челюсть отвисла.
Будущее туманно
Сейчас, правда, будущее буддистского монастыря находится под вопросом. В начале февраля судебные приставы Свердловской области выступили с заявлением, что до 1 марта на горе Качканар должна быть освобождена территория буддистского монастыря. В ведомстве ссылаются на решение суда, в котором говорится, что наставник буддистов Михаил Санников вместе со своими учениками землю на горе занял незаконно. Сам Михаил считает решение суда противоречащим конституции РФ и не намерен его выполнять.
Конфликт возник из-за планов Качканарского ГОК развивать на месте монастыря собственно-Качканарское месторождение.
- Земле пять с половиной миллиардов лет. Покажите мне человека, у которого находится документ на эту землю, - просит лама. - Неправда то, что говорят, как будто мы здесь находимся незаконно. Основной закон в России - это Конституция. По Конституции я имею право на свободу места жительства. Все, что этому закону противоречит, неправильно.
Лама говорит, что с этого места не уйдет. Варианта, добавляет, два: «меня можно оставить в покое или застрелить».
...